Химия для самых маленьких. Опыты для детей: урок химии для самых маленьких. Ледовые мыльные пузыри

Такая сложная, но интересная наука, как химия, всегда вызывает у школьников неоднозначную реакцию. Ребятам интересны опыты, в результате которых получаются вещества ярких цветов, выделяются газы или выпадают осадки. А вот сложные уравнения химических процессов писать любят лишь единицы из них.

Значимость занимательных опытов

По современным федеральным стандартам в общеобразовательных школах введена Такой предмет программы, как химия, также не остался без внимания.

В рамках изучения сложных превращений веществ и решения практических задач юный химик на практике оттачивает свои умения и навыки. Именно в ходе необычных опытов учитель формирует у своих воспитанников интерес к предмету. Но на обычных уроках педагогу трудно найти достаточное количество свободного времени для нестандартных экспериментов, а проводить для детей просто некогда.

Чтобы исправить это, были придуманы дополнительные элективные и факультативные курсы. Кстати, многие ребята, которые в 8-9 классах увлекаются химией, в будущем становятся врачами, фармацевтами, учеными, ведь на таких занятиях юный химик получает возможность самостоятельно проводить эксперименты и делать по ним выводы.

Какие курсы связаны с занимательными химическими опытами?

В былые времена химия для детей была доступна только с 8-го класса. Никаких специальных курсов или внеурочных занятий химической направленности детям не предлагалось. По сути, работа с одаренными детьми по химии просто отсутствовала, что негативно отражалось и на отношении школьников к данной дисциплине. Ребята боялись и не понимали сложных химических реакций, допускали ошибки в написании ионных уравнений.

В связи с реформированием современной системы образования ситуация изменилась. Теперь в образовательных учреждениях предлагаются и в младших классах. Ребята с удовольствием проделывают те задания, которые им предлагает учитель, учатся делать выводы.

Факультативные курсы, связанные с химией, помогают ученикам старших классов получить навыки работы с лабораторным оборудованием, а придуманные для младших школьников содержат яркие, показательные химические опыты. Например, дети изучают свойства молока, знакомятся с теми веществами, которые получаются при его скисании.

Опыты, связанные с водой

Занимательная химия для детей интересна, когда в ходе опыта они видят необычный результат: выделение газа, яркий цвет, необычный осадок. Такое вещество, как вода, считается идеальным для проведения разнообразных занимательных химических опытов для школьников.

Например, химия для детей 7 лет может начинаться со знакомства с ее свойствами. Учитель рассказывает детям о том, что большая часть нашей планеты покрыта водой. Педагог сообщает воспитанникам и о том, что в арбузе ее более 90 процентов, а в человеке - около 65-70 %. Рассказав школьникам о том, как важна вода для человека, можно предложить им некоторые интересные эксперименты. При этом стоит подчеркнуть «волшебность» воды, чтобы заинтриговать школьников.

Кстати, в этом случае стандартный набор химии для детей не предполагает какого-то дорогостоящего оборудования - вполне можно ограничиться доступными приборами и материалами.

Опыт «Ледяная игла»

Приведем пример такого несложного и тоже время интересного эксперимента с водой. Это сооружение ледяной скульптуры - "иглы". Для эксперимента потребуется:

  • вода;
  • поваренная соль;
  • кубики льда.

Продолжительность эксперимента - 2 часа, поэтому на обычном уроке подобный эксперимент не провести. Для начала нужно в форму для льда залить воду, поставить в морозильную камеру. Через 1-2 часа, после того как вода превратится в лед, занимательная химия может продолжаться. Для опыта потребуется 40-50 готовых кубиков льда.

Вначале дети должны разложить на столе 18 кубиков в виде квадрата, оставив в центре свободное место. Далее их, предварительно посыпая поваренной солью, аккуратно прикладывают друг к другу, склеивая таким образом между собой.

Постепенно соединяются все кубики, и в итоге получается толстая и длинная «игла» изо льда. Чтобы сделать ее, достаточно 2 чайных ложек поваренной соли и 50 небольших кусочков льда.

Можно, подкрасив воду, сделать ледяные скульптуры разноцветными. А в результате такого несложного опыта химия для детей 9 лет становится понятной и увлекательной наукой. Можно поэкспериментировать, склеив кубики льда в виде пирамидки или ромба.

Эксперимент «Торнадо»

Данный опыт не потребует специальных материалов, реактивов и инструментов. Сделать его ребята смогут за 10-15 минут. Для эксперимента запасемся:

  • пластиковой прозрачной бутылкой с крышкой;
  • водой;
  • средством для мытья посуды;
  • блестками.

Бутылку нужно наполнить на 2/3 обычной водой. Затем добавляем в нее 1-2 капли средства для мытья посуды. Спустя 5-10 секунд в бутылку насыпаем пару щепоток блесток. Плотно закручиваем крышку, переворачиваем бутылку дном вверх, держа за горлышко, и крутим по часовой стрелке. Затем останавливаем и смотрим на получившийся вихрь. До того момента, как "торнадо" заработает, придется прокрутить бутылку 3-4 раза.

Почему возникает "торнадо" в обычной бутылке?

При совершении ребенком круговых движений возникает вихрь, сходный с торнадо. Вращение воды вокруг центра происходит благодаря действию центробежной силы. Учитель рассказывает детям о том, насколько страшны торнадо в природе.

Подобный опыт абсолютно безопасен, но после него химия для детей становится по-настоящему сказочной наукой. Для того чтобы эксперимент был более ярким, можно использовать красящее вещество, например, перманганат калия (марганцовку).

Эксперимент «Мыльные пузыри»

Хотите рассказать детям, что такое занимательная химия? Программы для детей не позволяют учителю уделять на уроках должное внимание опытам, на это просто нет времени. Значит, займемся этим факультативно.

Ученикам младших классов данный эксперимент принесет массу положительных эмоций, а сделать его можно за несколько минут. Нам потребуется:

  • жидкое мыло;
  • баночка;
  • вода;
  • тонкая проволока.

В баночке смешиваем одну часть жидкого мыла с шестью частями воды. Загибаем конец небольшого отрезка проволоки в виде кольца, Опускаем его в мыльную смесь, аккуратно вытаскиваем и выдуваем из формы красивый мыльный пузырь собственного изготовления.

Для данного эксперимента подходит только проволока, не имеющая нейлонового слоя. Иначе выдуть мыльные пузыри дети не смогут.

Для того чтобы ребятам было интереснее, можно добавить в мыльный раствор пищевой краситель. Можно устроить мыльные соревнования между школьниками, тогда химия для детей станет настоящим праздником. Учитель таким образом знакомит ребят с понятием растворов, растворимости и поясняет причины появления пузырей.

Занимательный опыт «Вода из растений»

Для начала педагог поясняет, насколько важна вода для клеток в живых организмах. Именно с помощью нее происходит транспортировка питательных веществ. Учитель отмечает, что в случае недостаточного количества воды в организме все живое погибает.

Для эксперимента потребуется:

  • спиртовка;
  • пробирки;
  • зеленые листочки;
  • держатель для пробирки;
  • сульфат меди (2);
  • химический стакан.

Данный эксперимент потребует 1,5-2 часа, но в результате химия для детей будет проявлением чуда, символом волшебства.

Зеленые листочки помещают в пробирку, закрепляют ее в держателе. В пламени спиртовки 2-3 раза нужно обогреть всю пробирку, а затем это делают только с той частью, где находятся зеленые листья.

Стакан следует разместить так, чтобы газообразные вещества, выделяющиеся в пробирке, попадали в него. Как только нагревание будет завершено, к капле полученной внутри стакана жидкости, добавляем крупинки белого безводного сульфата меди. Постепенно белый цвет исчезает, и сульфат меди становится голубого либо синего цвета.

Данный опыт приводит детей в полный восторг, ведь на их глазах меняется окраска веществ. В заключение опыта преподаватель рассказывает детям о таком свойстве, как гигроскопичность. Именно благодаря своей способности впитывать водяной пар (влагу), белый сульфат меди меняет свой цвет на синюю окраску.

Эксперимент «Волшебная палочка»

Данный эксперимент подходит для вводного занятия элективного курса по химии. Предварительно из нужно сделать заготовку в форме звезды и пропитать ее в растворе фенолфталеина (индикатора).

В ходе самого эксперимента прикрепленная к "волшебной палочке" звезда сначала погружается в раствор щелочи (к примеру, в раствор гидроксида натрия). Дети видят, как за считанные секунды у нее меняется окраска и появляется яркий малиновый цвет. Далее окрашенную форму помещают в раствор кислоты (для эксперимента оптимальным будет применение раствора соляной кислоты), и малиновая окраска пропадает - звездочка снова становится бесцветной.

Если опыт проводят для малышей, в ходе эксперимента учитель рассказывает «химическую сказку». Например, героем сказки может стать любознательный мышонок, который хотел узнать, почему в волшебной стране так много ярких цветов. Для учеников 8-9 классов педагог вводит понятие «индикатор» и отмечает, какими индикаторами можно определить кислотную среду, а какие вещества нужны для определения щелочной среды растворов.

Опыт «Джин из бутылки»

Данный эксперимент демонстрирует сам педагог, пользуясь специальным вытяжным шкафом. Опыт базируется на специфических свойствах концентрированной азотной кислоты. В отличие от многих кислот, концентрированная азотная способна вступать в химическое взаимодействие с металлами, расположенными в после водорода (за исключением платины, золота).

В пробирку нужно налить ее и добавить туда же кусочек медной проволоки. Под вытяжкой пробирка обогревается, и дети наблюдают появление паров «рыжего джина».

Для учеников 8-9 классов педагог пишет уравнение химической реакции, выделяет признаки ее протекания (изменение окраски, появление газа). Данный опыт не подходит для демонстрации вне стен школьного химического кабинета. По правилам техники безопасности, он предполагает применение так как пары оксида азота («бурого газа») представляют для детей опасность.

Домашние опыты

Для того чтобы подогреть интерес у школьников к химии, можно предложить домашний эксперимент. Например, провести опыт по выращиванию кристаллов поваренной соли.

Ребенок должен приготовить насыщенный раствор поваренной соли. Затем в него поместить тонкую веточку, и, по мере испарения из раствора воды, на веточке будут «расти» кристаллы поваренной соли.

Банку с раствором нельзя встряхивать или поворачивать. А когда через 2 недели кристаллы вырастут, палочку нужно очень осторожно вынуть из раствора и обсушить. А затем при желании можно покрыть изделие бесцветным лаком.

Заключение

В школьной программе нет более интересного предмета, чем химия. Но для того чтобы дети не боялись этой сложной науки, учитель должен уделять в своей работе достаточное времени занимательным опытам и необычным экспериментам.

Именно практически навыки, которые формируются в ходе такой работы, и помогут стимулировать интерес к предмету. А в младших классах занимательные опыты рассматриваются по ФГОСам как самостоятельная проектная и исследовательская деятельность.

Полезные советы

Дети всегда стараются узнать что-то новое каждый день , и у них всегда много вопросов.

Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать , как работает та или иная вещь, тот или иной феномен.

В этих экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и научатся создавать разные поделки , с которыми далее смогут играть.


1. Опыты для детей: лимонный вулкан


Вам понадобится:

2 лимона (на 1 вулкан)

Пищевая сода

Пищевые красители или акварельные краски

Средство для мытья посуды

Деревянная палочка или ложечка (при желании)


1. Срежьте нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность.

2. С обратной стороны вырежьте кусок лимона, как показано на изображении.

* Можно отрезать пол лимона и сделать открытый вулкан.


3. Возьмите второй лимон, разрежьте его наполовину и выдавите из него сок в чашку. Это будет резервный лимонный сок.

4. Поставьте первый лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой "помните" лимон внутри, чтобы выдавить немного сока. Важно, чтобы сок был внутри лимона.

5. Добавьте внутрь лимона пищевой краситель или акварель, но не размешивайте.


6. Налейте внутрь лимона средство для мытья посуды.

7. Добавьте в лимон полную ложку пищевой соды. Начнется реакция. Палочкой или ложечкой можете размешивать все, что внутри лимона - вулкан начнется пениться.


8. Чтобы реакция продолжалась дольше, можете добавлять постепенно еще соды, красители, мыло и резервный лимонный сок.

2. Домашние опыты для детей: электрические угри из жевательных червяков


Вам понадобится:

2 стакана

Небольшая емкость

4-6 жевательных червяков

3 столовые ложки пищевой соды

1/2 ложки уксуса

1 чашка воды

Ножницы, кухонный или канцелярский нож.

1. Ножницами или ножом разрежьте вдоль (именно вдоль - это будет непросто, но наберитесь терпения) каждого червяка на 4 (или более) частей.

* Чем меньше кусочек, тем лучше.

* Если ножницы не хотят нормально резать, попробуйте промыть их водой с мылом.


2. В стакане размешайте воду и пищевую соду.

3. Добавьте в раствор воды и соды кусочки червяков и размешайте.

4. Оставьте червячков в растворе на 10-15 минут.

5. С помощью вилки переместите кусочки червяков на небольшую тарелку.

6. Налейте пол ложки уксуса в пустой стакан и начните по очереди класть в него червячков.


* Эксперимент можно повторить, если промыть червячков обычной водой. Спустя несколько попыток ваши червячки начнут растворяться, и тогда придется нарезать новую партию.

3. Опыты и эксперименты: радуга на бумаге или как свет отражается на ровной поверхности


Вам понадобится:

Миска с водой

Прозрачный лак для ногтей

Маленькие кусочки черной бумаги.

1. Добавьте в миску с водой 1-2 капли прозрачного лака для ногтей. Посмотрите, как лак расходится по воде.

2. Быстро (спустя 10 секунд) окуните кусок черной бумаги в миску. Выньте его и дайте высохнуть на бумажном полотенце.

3. После того, как бумага высохла (это происходит быстро) начните поворачивать бумагу и посмотрите на радугу, которая отображается на ней.

* Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.



4. Опыты в домашних условиях: дождевое облако в банке


Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю - так появляется дождь.

Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.

Вам понадобится:

Пена для бритья

Пищевой краситель.

1. Наполните банку водой.

2. Сверху нанесите пену для бритья - это будет облако.

3. Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на "облако", пока не начнется "дождь" - капли красителя начнут падать на дно банки.

Во время эксперимента объясните данное явление ребенку.

Вам понадобится:

Теплая вода

Подсолнечное масло

4 пищевых красителя

1. Наполните банку на 3/4 теплой водой.

2. Возьмите миску и размешайте в ней 3-4 ложки масла и несколько капель пищевых красителей. В данном примере было использовано по 1 капле каждого их 4-х красителей - красный, желтый, синий и зеленый.


3. Вилкой размешайте красители и масло.


4. Аккуратно налейте смесь в банку с теплой водой.


5. Посмотрите, что произойдет - пищевой краситель начнет медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.

* Пищевой краситель растворяется в воде, но не в масле, т.к. плотность масла меньше воды (поэтому оно и "плавает" на воде). Капля красителя тяжелее масла, поэтому она начнет погружаться, пока не дойдет до воды, где начнет рассеиваться и походить на небольшой фейерверк.

6. Интересные опыты: в олчок, в котором сливаются цвета

Вам понадобится:

- распечатка колеса (или можете вырезать свое колесо и нарисовать на нем все цвета радуги)

Резинка или толстая нить

Клей-карандаш

Ножницы

Шпажка или отвертка (чтобы сделать отверстия в бумажном колесе).


1. Выберите и распечатайте два шаблона, которые вы хотите использовать.


2. Возьмите кусок картона и с помощью клея-карандаша приклейте один шаблон к картону.

3. Вырежьте приклеенный круг из картона.

4. К обратной стороне картонного круга приклейте второй шаблон.

5. Шпажкой или отверткой сделайте два отверстия в круге.


6. Просуньте нить через отверстия и завяжите концы в узел.

Теперь можете крутить ваш волчок и смотреть, как сливаются цвета на кругах.



7. Опыты для детей в домашних условиях: медуза в банке


Вам понадобится:

Небольшой прозрачный полиэтиленовый пакет

Прозрачная пластиковая бутылка

Пищевой краситель

Ножницы.


1. Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.

2. Отрежьте дно и ручки пакета.

3. Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы у вас получились два листа из полиэтилена. Вам понадобится один лист.

4. Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области "шеи" медузы, но не слишком туго - вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.

5. Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе – от низа до головы. Вам нужно примерно 8-10 щупальцев.

6. Каждое щупальце разрежьте еще на 3-4 более мелкие детали.


7. Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла "плавать" в бутылке.

8. Наполните бутылку водой и засуньте в нее вашу медузу.


9. Капните пару капель синего или зеленого пищевого красителя.

* Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась.

* Пусть дети переворачивают бутылку, и смотрят, как в ней плавает медуза.

8. Химические опыты: магические кристаллы в стакане


Вам понадобится:

Стеклянный стакан или миска

Пластиковая миска

1 чашка соли Эпсома (сульфат магния) - используется в солях для ванн

1 чашка горячей воды

Пищевой краситель.

1. Насыпьте соль Эпсома в миску и добавьте горячей воды. Можете добавить в миску пару капель пищевого красителя.

2. В течение 1-2 минут размешивайте содержимое миски. Большая часть гранул соли должна раствориться.


3. Налейте раствор в стакан или бокал и поместите его в морозилку на 10-15 минут. Не волнуйтесь, раствор не настолько горяч, чтобы стакан треснул.

4. После морозилки переместите раствор в основную камеру холодильника, желательно на верхнюю полку и оставьте на ночь.


Рост кристаллов будет заметен лишь спустя несколько часов, но лучше переждать ночь.

Вот как выглядят кристаллы на следующий день. Помните, что кристаллы очень хрупки. Если дотронуться до них, они вероятнее всего сразу сломаются или рассыплются.


9. Опыты для детей (видео): мыльный куб

10. Химические опыты для детей (видео): как сделать лава лампу своими руками

Уж на что у меня по химии самые худшие оценки были, но все равно интересно было " химичить " на уроках (пусть по результатам и 3 были). Неужели заучивание формул заранее без привязки к опытам может способствовать интересу к предмету?

Мне и моим детям посчастливилось получить и протестировать химические наборы MEL Chemistry от компании MEL Science. Пожалуй, это наиболее современная и удобная на сегодняшний день возможность приобщить детей к химии, не дожидаясь, пока ее начнут изучать 1 час в неделю в 8-м классе. У программы, можно сказать, три составные части. Это наборы для проведения безопасных химических экспериментов в домашних условиях; сайт проекта, который обеспечивает подписку и научное сопровождение; и...

Качество уроков изменилось,достаточно было моего маленького пинка. А, самое главное, я увидела, как себя ведет и что чувствует мой ребенок на уроках. Мне вот даже удалось объяснить ребенку тему по химии,которую не смогла объяснить учитель на уроке.

Опыта жизненного и из источников почерпнутого. У детей в школе - на основании того же самого И не думаю, что такие разговоры с родителями дали бы ребенку меньше. Но школа же! А факультативы - это правильнее. Уроки некоторые дети отсиживают, это никому не надо.

Я так на всех детей мобильник уронила в РД, видимо опыт ничему не учит) ниче, все живы-здоровы) 10.02.2013 10:21:26 Просто моя такая еще маленькая, всего 5,5 недель 09.02.2013 13:44:22, Шютка такой. курсы чтения для детей. мокнущая болячка. уроки химии онлайн.

По моему опыту:). Хотя у нас тут (вообще в стране) год на год не похож, это да Когда дочь была в 5 классе, у нее даже меньше было уроков, чем в некоторых школах. Для детей в биохимклассах лишняя химия и биология - желанный отдых от докучливых математик и...

Ребёнку меньше стресса, а лучше, чем знает, он всё равно не напишет. Химичка. "Кто не xочет на мои уроки xодить - не xодите, санкций не будет. Пустые глаза на уроке мне не нужны" - так она приветсвовала семиклассников на первом уроке xимии.

Халат для уроков Химии белого цвета можно купить на сайте [ссылка-1]. И маленькие и большие размеры 18.09.2016 21:10:15, Katari-na. Магазины "спецодежда", самый северный я >.

На самом деле, нет таких опытов, которые могли бы однозначно доказать, что вот эта еда или пищевая добавка = яд. Вот тут рядом другой хлеб, в нем этой химии гораздо меньше, мы лучше его купим."

Тем более маленького. Ребенок бросается на домашние уроки сам, старается изо всех сил. Парты бесплатные! Когда я сама в школе училась у нас была химичка, которая в качестве знаний по химии требовала, чтобы колба была нарисована на определенное количество...

Для проведения этого интересного эксперимента вам понадобятся емкость с цельным молоком, жидкое моющее средство, пищевые красители нескольких цветов и ватная палочка. В емкость с молоком добавьте по капле разноцветных пищевых красителей, но не перемешивайте их. Затем поместите ватную палочку, которую предварительно обмакнули в жидкое моющее средство, в центр одной из ярких капель красителя. Молоко придет в движение, образуя водоворот и переливаясь разными цветами. Суть этого опыта заключается в том, что компоненты моющего средства и молекулы жира вступают в реакцию. Чтобы эксперимент состоялся, нужно использовать именно цельное молоко; обезжиренное не подойдет.

Шпионские чернила

Если написать что-нибудь на бумаге кисточкой , обмакнутой в яблочный или лимонный сок, надпись высохнет и исчезнет. Но она проявится коричневым цветом, если подогреть бумагу на включенной лампе. Покажите этот фокус, который они смогут использовать в шпионских играх.

Прозрачное яйцо

Чтобы сделать яйцо прозрачным, необходимо налить в стакан , поместить в него яйцо и оставить на несколько дней. В кислой среде кальций, из которого состоит скорлупа, преобразится в раствор ацетата кальция, не обладающего плотной структурой, а белок и желток поменяют структуру. Таим образом, получается некая оранжевая капсула, плотная внутри и мягкая снаружи. Если при выключенном свете на яйцо фонариком, оно красиво светится, словно лампочка.

Выращивание кристаллов

Это один из самых популярных экспериментов, которые родители проводят в домашних условиях. Кристаллы можно вырастить из раствора медного купороса и даже простой поваренной соли. Но самые интересные - это сладкие кристаллы, ведь они не просто красивые, но и съедобные.

Чтобы вырастить кристаллы, необходимо сварить сироп из 4 стаканов воды и 4 стаканов сахара. Раствор необходимо довести до кипения на медленном огне, периодически помешивая, чтобы сахар полностью растворился. После того, как сироп закипел, добавьте еще 6 стаканов сахара и размешайте раствор. Когда весь сахар растворится, сироп можно снять с огня. Пока он остывает, смочите деревянные шпажки, на которых будут расти кристаллы, в воде. Затем мокрые шпажки опустите в сироп, вытащите и дайте им хорошо просохнуть. Это нужно для того, чтобы на поверхности палочек закрепились кристаллы сахара.

Пока шпажки сохнут, перелейте сироп в небольшие баночки, добавив в каждую из них немного пищевого красителя разных цветов. Затем просохшие палочки необходимо аккуратно ввести в банку с сиропом и подвесить на прищепку, чтобы шпажка не касалась дна, т.к. кристаллам нужно пространство для свободного роста. Баночки необходимо поставить в светлое и теплое, но не жаркое, место, где кристаллы будут расти в течение недели. Наблюдайте с ребенком, как меняется кристаллическая цепочка, а через семь дней у вас будут необычные разноцветные леденцы. Такие кристаллы можно приготовить и для детского дня рождения.

Транскрипт

1 Департамент образования города Москвы ГБОУ Гимназия 1504 Программа дополнительного образования «Химия для самых маленьких» Вводный уровень Направленность: естественно научная Тип программы: модифицированная Возраст детей: 7 10 лет Срок освоения: 1 месяц Автор программы: Магомедова Л. Ф., преподаватель химии год

2 I. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающегося 2-4 классов. Программа является модифицированной, на основе программы Тебиевой Е.А. Химия для малышей / Химия в школе 5, 2008, рассчитана на 12 ч. Программа имеет естественно научную направленность. Содержание программы знакомит учащегося со свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, поэтому уровень освоения дополнительной образовательной программы можно определить как вводный. Освоение содержания образования дополнительной образовательной программы осуществляется на эвристическом уровне. Содержание программы актуально тем, что ребёнок с рождения окружён различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство учащегося с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания. Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный период представляется очень привлекательным. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей ребёнка; в то же время содержит большой развивающий потенциал. На занятиях ребёнок знакомится с лабораторным оборудованием, приобретает навыки работы с химической посудой и учится проводить простейшие химические эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В качестве химических реактивов используются вещества, знакомые детям: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д. При реализации данной образовательной программы предусмотрено большое количество практических работ с использованием современного специализированного лабораторного оборудования. Сбор данных, их обработка, приёмы некоторых лабораторных работ, презентации осуществляются с помощью оборудования производимого компанией PASCO. Цели дополнительной образовательной программы: развитие наблюдательности, творческого потенциала и индивидуальных способностей обучающихся. Изучив данный курс образовательной дополнительной программы обучающийся должен знать состав и свойства веществ и предметов, окружающие его в повседневной жизни, уметь: проводить химический эксперимент; соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными препаратами, средствами гигиены, препаратами бытовой химии, при работе в лаборатории; готовить растворы, проводить простейший анализ. Формами контроля усвоения материала являются отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, презентации по теме в программе MS Power Point и т. д. Подготовка слайдпрезентации предусматривает освоение умений и навыков работы с данной программой. Обучающийся

3 выполняет задания в индивидуальном темпе, сотрудничая с учителем. Работа над проектами создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Обучающийся включен в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью это становится сильнейшим стимулом познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия. Планируется представление работ в учебной деятельности при изучении соответствующих тем, использовать материалы при проведении внеклассных мероприятий. Срок реализации программы: 1 месяц. Форма работы индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов). II. Учебно тематический план Наименование темы Всего Теоретические Практические п/п часов занятия занятия 1 Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии Качественные реакции в химии Химия и география Химия и физика Химия и биология Химия в быту Итого:

4 III. Содержание программы Тема 1. Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии (2 ч). Химия - наука о веществах. Ознакомление с лабораторным оборудованием, химической посудой. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Правила поведения в лаборатории. Вода, её свойства. Способы очистки в быту и её обеззараживание в туристическом походе. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Бумажная хроматография Практическая работа. Простейшие операции с веществом. Выполнение операций наливания, насыпания, взвешивания, очистки воды: фильтрование, выпаривание, отстаивание. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.. Определение пригодности воды для питья (прозрачность воды, интенсивность запаха). Очистка воды: отстаивание, фильтрование, выпаривание. Разделение смесей. Разделение смесей с помощью бумажной хроматографии. Тема 2. Качественные реакции в химии (2 ч) Физические явления и химические реакции. Качественные реакции. Индикаторы. История открытия Практическая работа. Получение и распознавание кислорода. Получение и распознавание углекислого газа. Распознавание известковой воды. Получение индикаторов из краснокочанной капусты, свёклы, фурацилина, вишни, чёрной смородины, лепестков фиалок, куркумы. Испытание индикаторами различных сред: лимонада, минеральной воды, растворов стирального порошка, мыла, средств для мытья посуды. Тема 3. Химия и география (2 ч) Земная кора. Минералы. Горные породы. Неорганические и органические осадочные породы. Лабораторный опыт. Ознакомление с коллекциями минералов и горных пород. Практическая работа. Ознакомление с полудрагоценными и поделочными камнями, создание презентаций. Тема 4. Химия и физика (2 ч) Агрегатные состояния веществ. Три агрегатных состояния на примере воды. Жидкие вещества. Физические явления. Магнитные поля. Изучение атмосферного давления. Кипение воды. Газообразные вещества. Атмосферное давление. Свойства газов. Магнитные поля. Лабораторные опыты. Наблюдение броуновского движения частиц туши в воде. Изучение магнитных полей, образуемых магнитами разной формы.

5 Тема 5.Химия и биология (2 ч) Белки, углеводы, жиры: значение для организма. Витамины: А,В,С,Д, их значение. Практические работы Обнаружение крахмала в муке, крупах, картофеле. Превращение крахмала хлеба в глюкозу при пережёвывании. Обнаружение жира в семенах подсолнечника, льна, орехах в сравнении с чипсами. Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение упаковок). Обнаружение витамина С Тема 6. Химия в быту (2 ч) Адсорбция. Экстракция. Очистка воздуха. Практическая работа. Сравнение поглощающих свойств промокательной бумаги, активированного угля, кукурузных палочек. Удаление чернильного пятна с помощью мела и одеколона. Очищение воздуха с помощью питьевой соды. IV. Требования к знаниям и умениям обучающихся Знать нахождение воды в природе, свойства воды, способы очистки воды; нахождение в продуктах воды, понятия «хромотография», «индикатор»; состав и свойства органических веществ, входящих в состав пищевых продуктов; основы гигиены питания; действие ферментов; значение минеральных веществ, витаминов, содержащихся в пище; технику безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии. Уметь обосновать роль воды, бережно относиться к ней, применять простейшие методы очистки питьевой воды, готовить растворы, разделять смеси с помощью хромотографии, испытывать различные растворы индикаторами, изготавливать индикаторы из растений; обнаруживать углеводы, жиры, органические кислоты в продуктах питания; выращивать кристаллы солей, проводить прохладительных напитков; обнаруживать минеральные вещества, витамины в продуктах питания, объяснять их роль; использовать препараты бытовой химии, соблюдая правила техники безопасности, выводить пятна различного происхождения в домашних условиях.

6 V. Литература: 1. Ван Клив Дж. «200 экспериментов»/ Пер. с англ. М., «Джон Уайли энд Санз», Тебиева Е.А. Химия для малышей / Химия в школе 5, Макеев А.Ф., Осогосток Д.Н., Тюменцева Т.С./ Валеология в преподавании химии в школах Севера.- Якутск, Ивченко Л.А., Макареня А.А. Валеология на уроках неорганической химии. Тюмень, ТОГИРРО, Ольгин О.М. Чудеса на выбор, или Химические опыты для новичков. М.: Дет. лит., Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей/ Пер. с нем. П. Лемени Македона. М.: Эксмо, Здоровье в доме в вопросах и ответах 11, 2012


Рабочая программа внеурочной деятельности «Шаги к олимпиаде по химии» по направлению химия Класс 7а Учитель: Оболашвили Елена Сергеевна Квалификационная категория высшая Санкт-Петербург 2017 Пояснительная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА ИМЕНИ АКАДЕМИКА СЕРГЕЯ ПАВЛОВИЧА КОРОЛЁВА» РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения естественнонаучных

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шаги к олимпиаде по химии» по направлению химия Класс 7б Учитель: Оболашвили Елена Сергеевна Квалификационная категория высшая Санкт-Петербург 2017 Пояснительная

Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления города Актобе Календарно-тематический план на 2017-2018 учебный год Предмет: химия Класс: 7 Язык обучения: русский Год обучения: 2017-2018

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа 38 РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол 2018 «СОГЛАСОВАНО» председатель ПС протокол 2018 «УТВЕРЖДЕНО»

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 538 с углубленным изучением информационных технологий Кировского района Санкт Петербурга «СОГЛАСОВАНО» 2010г. МО учителей

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Химия без формул» Направленность: естественнонаучная Уровень программы - ознакомительный Возраст обучающихся - 10-13 лет Срок реализации

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия» в 7 классе Рабочая программа обеспечивает достижение следующих результатов изучения химии в 7 классе на базовом уровне: Личностные: У обучающегося

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы "Школа 354 им. Д.М.Карбышева" ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Предметная область: естественнонаучная,

Пояснительная записка Сведения о программе Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Химическая мозаика» автора Г.А. Шипарёвой. Данная программа напечатана в сборнике «Программы.

1 Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов МОУ «ООШ с.клевенка». Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся: 5-6 классы 10 часов, теоретическо-практическая часть

Пояснительная записка Рабочая программа кружка "Юный химик" для 8 класса разработана на основе Примерной программы по химии среднего общего образования. Общая характеристика Знания, получаемые в школе

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2030» «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа 2030 /Н.П.Рябкова / Приказ от 2017 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа соответствует государственным образовательным стандартам, учебному плану, целям и задачам основной образовательной программе гимназии 1. Общая характеристика курса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Кяхтинская средняя общеобразовательная школа» Практические работы по химии 8 класс (34 часа) Халимова Наталья Николаевна Усть-Кяхта 2017 Программа

МАОУ «Юговская средняя школа» Рабочая программа по химии 7 класс учитель: Мартынов А.В. 2016 г Дата п/п Тема урока 1 Химия как часть естествознания. Предмет химии. Вводный инструктаж по ТБ. 2 Методы изучения

МАОУ «Гимназия 3» Рабочая программа «Мы - исследователи» 4 класс Согласовано Методический совет Протокол 1 От 26.08.2016 Утверждено Педагогическим советом Протокол 281 От 29.08.2016 Рабочая программа по

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 4 имени А.Н.Кесаева» (ГБОУ СОШ 4 имени А.Н.Кесаева) Согласовано: Заместитель директора по УВР

Рабочая программа «Химические почемучки». Пояснительная записка. Программа имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению и применению знаний по

Рабочая программа учебного предмета по химии для 7 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Минобрнауки РФ 7 декабря

Кружок по химии «Исследователи». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Школа призвана воспитывать деловых людей, способных к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, умеющих работать в коллективе. Решение

Аннотация рабочих программ по химии (10-11 классы) Составитель:Беззубова Т.А. Рабочие программы по химии для 10-11-х классов разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта основного

Пояснительная записка Рабочая программа по химии для 8 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами и инструктивно- методическими документами: 1. Федеральный компонент государственного

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 233 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга РАЗРАБОТАНО И ПРИНЯТО

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по химии составлена на основании «Учебной программы для классов углублённой социальной и профессиональной подготовки I отделения вспомогательной школы»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Для облегчения изучения химии в 8 классе надо организовать раннее изучение основ химии, в частности.химического эксперимента. Так как дети сталкиваются с химическими объектами

Пояснительная записка При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов: Федеральный закон 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» Приказом

Пояснительная записка. Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельный подход в обучении. Необходимость

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОРЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» «Согласовано» «Утверждаю» заместитель директора директор МОУ «Новоржевская по воспитательной работе средняя школа» МОУ «Новоржевская

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16» с изменениями от 16.12.2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «химия» 8-9 класс (ФК ГОС) 1.Требования к уровню

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДРОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ДЕКАБРИСТА М.М.СПИРИДОВА РАССМОТРЕНО: на заседании педсовета 1 30 августа 2018 г. АДАПТИРОВАННАЯ

Пояснительная записка 6-7 класс В настоящее время в век развития экономики, компьютеризации, химия перешла в разряд не престижных наук. Тем не менее, всем известно, что химия один из самых трудоемких учебных

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ 67 Рассмотрено на методическом объединении учителей дисциплин естественно-научного цикла 20 г. Протокол Согласовано на педагогическом

Департамент Образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1529 имени А.С.Грибоедова» здание 3 I-II вида РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных занятий

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 135 ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП ООО МАОУ ЛИЦЕЯ 135 Приказ 186 от 26.03.2017 г. Рабочая программа учебного предмета Химия вокруг нас Уровень основное общее

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 52 имени Ф.Д.Безрукова» Рабочая программа по предмету «Химии» для 8 класса на 2016/2017 учебный

1 Содержание: 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.3 2.Содержание учебного предмета... 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы... 1.Планируемые

Тема: Чистые вещества и смеси. Цель урока: развитие химической грамотности и расширение кругозора учащихся в ходе изучения чистых веществ, смесей и способов разделения смесей. Задачи: - организовать изучение

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ХИМИИ 8 КЛАСС Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа

Календарно-тематическое планирование пропедевтического курса «Физика Химия» (Химия) 6класс» (1 час в неделю в течение года, 34 часа) а Дата проведения Тема а Тип а Элементы содержания Основные средства

Департамент образования города Москвы Государственное автономное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1518» Принята на заседании «Утверждаю» методического совета Директор ГАОУ «Гимназия

1 1. Пояснительная записка Рабочая программа по химии для 7 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Трудфронтская средняя общеобразовательная школа» Икрянинского района Астраханской области РАССМОТРЕНА на методическом объединении учителей от 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа кружка «Занимательная химия» имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного

Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса является авторской 2016 г., составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года,

error: Content is protected !!