Очень тонкая нить для вышивания 8 букв. Золотые и серебряные нити. Золотая или серебряная нить для вышивания

Золотое шитьё - вышивка золотой и серебряной нитью - очень древний вид рукоделия. Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э., когда в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) правил Атталу. Согласно преданию, именно оттуда и пришла к римлянам атталинская вышивка - так тогда называлось шитьё золотой нитью.

Выделывали металлическую нить особым способом - волочением , получали тончайшую проволоку, которую называли волочёное золото (или серебро). Обвивая вручную этой проволокой льняную нить, получали спряденную нить, которую так и называли пряденой . Позже стали изготавливать пряденую нить из волочёного золота, серебра и золочёного серебра с шёлком. Такая нить получила название скань . Четвёртой разновидностью металлической нити была бить (названная так по способу получения), которая представляла собой очень тонкую и узкую полоску. Из битья путем скручивания этой тонкой полоски в спираль получали витушку , называемую также канителью . Разумеется, из-за дороговизны материала и трудоёмкости изготовления из него разных нитей весьма велика была и цена самих нитей.

На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века, но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV века. Изделия, относящиеся к этому времени, представляют собой различные церковные принадлежности (покровцы и покрова, пелены, плащаницы, завесы и пр.), а также иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже. Металлическая нить не только дорогая, но ещё и очень непрочная - хрупкая, ею нельзя шить, как простой льняной или шёлковой нитью. Её укладывали по узору на ткани и прикрепляли шёлковой нитью в цвет металла или очень ярких контрастных цветов, создавая одноцветные и многокрасочные узоры.

Золотошвейные работы выполнялись в те далекие времена в монастырях. В XV веке золотое шитьё стали применять и для украшения одежды богатого люда. На вышитых изделиях часто встречаются имена владельцев мастерских, которые свидетельствуют, что и при дворах князей, бояр, богатых торговцев уже существовали свои мастерские - «светлицы» , где работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы. Ведущее положение с конца XV века занимали московские великокняжеские «светлицы», которые в конце XVI века получили название «царицыных светличных палат» .

Одновременно, а по некоторым сведениям, даже и раньше, чем золотое шитьё, появилось на Руси жемчужное шитьё . Ведь во многих русских реках в изобилии имелся речной жемчуг. Мастера золотого и жемчужного шитья использовали в своих работах и драгоценные камни, и бисер, и стеклярус, а также цветной гарус из натурального шёлка. Расшивали головные уборы, кокошники, оплечья, воротники и манжеты, душегреи, разные сумы, сумки и сумочки, кошели, футляры для оружия и стрел, ножны и т. п. Все они были очень дорогими, передавались по наследству, составляли самую ценную часть приданого.

Постепенно небольшие мастерские укрупнялись, возникали золотошвейные артели . Одним из таких центров стала существующая до сих пор мастерская в Торжке.

Начиная с XVII века всё шире стали вводить в золотошвейную работу различные заменители натуральных дорогих металлов. Так, золотые и серебряные нити заменили позолоченными и посеребренными медными и бронзовыми, дорогостоящие камни и натуральный жемчуг - искусственными и стеклянными бусинами и пуговицами, вместо натурального шёлка стали применять искусственный, а позже и синтетический. В XX веке широко начали заменять металл искусственной пленкой. Так появился люрекс , а затем и нити с добавлением синтетического блестящего волокна, придающего металлический блеск шёлковой и хлопчатобумажной нити. Изобилие новых материалов, называемых золотными , имитирующих металлические и металлизированные нити, позволило заняться золотным шитьем большему числу специальных мастерских и индивидуальных вышивальщиц. Однако новые материалы остаются хрупкими и непрочными, что требует навыка в работе с ними и знания особых приёмов шитья. В следующем номере журнала мы познакомим вас с правилами, швами и приёмами золотного шитья.

Золото и серебро широко использовалось в разных видах: кованое, волоченное, плащеное, пряденое…
Нити могла быть округлая (волока) или плоская (плющенка, бить) Золотая и серебряная нити не прочные, их нельзя продернуть сквозь ткань, они почти сразу разрываются. Поэтому металлические нити нашивали очень мелкими стежками по лицевой стороне вышивки или же скручивали с шелковыми, чтобы не рвались.

А еще использовалась нить под названием "канитель" - это нить в виде винтовой спирали. Такая нить красивее простой, за счет эффектных переливов цвета. См фото.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона читаем: "Употребляемая в большом количестве канитель была самая разнообразная....заведено во дворце в начале XVII в. канительное производство, были вызваны немцы мастера и устроен канительный завод".
И в этом же словаре можно прочитать о том, как делается канитель.
"Проволока берется очень тонкая, около 0,1 мм, круглая или расплющенная, так наз. "бить"; первая навивается обыкновенно на круглый стержень, вторая на треугольный; когда она снята, упругость заставляет ее немного раскручиваться, вследствие чего получается правильное распределение фацеток, производящее эффектные переливы света. Для навивания канители существуют непрерывно действующие машины: короткий стерженек выдается из плотно облегающей его трубочки и быстро вращается, наподобие шпинделя токарного станка. Наружный край этой трубки обрезан по винтовой линии того хода, какой должна представлять изготовляемая канитель. Для начала проволоку наматывают от руки на всю выдающуюся часть стерженька, придавливают особым роликом и пускают машинку в ход. Трения между стерженьком и проволокой достаточно, чтобы наматывать ее дальше, а винтовой край неподвижной трубки постоянно сталкивает готовую спираль и освобождает место для новой проволоки. В работе канитель обыкновенно разрезывается на короткие кусочки и пришивается шелком, пропускаемым вдоль оси спирали."

Вышивать канителью - занятие очень непростое. Отсюда и родилось выражение – «канительное дело» т.е. кропотливое, утомительное.
В настоящее время канитель используется как и прежде, для декоративной отделки.

До XVIII века в России было очень распространено металлическое кружево. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона об этом сказано так: "Нигде мы не находим такого богатства и разнообразия материала для кружева, как у нас в России. В него входило и волоченое золото, и серебро немецкое, и отчасти турское, сканое и пряденое с шелком, золотая и серебряная бить или канитель, трунцал или струнцал, картулин или картулен и разные рода так наз. блествок, звездок, пелепел, площаков и гиночков и пр. Было еще кружево …с мишурой и фигурными штучками…"

Золотом и серебром не только вышивали и плели кружева, но и ткали ткани. " … одни с золотыми и серебряными узорами по цветному фону ткани, другие были затканы золотом и серебром, так что по золотому полю выводились серебряные, а по серебряному – золотые узоры и фигуры, как, например, чешуи, большие и малые круги, струи, реки, травы…" *
Такие ткани с золотыми и серебряными нитями называются парчовыми. Выработка парчи была известна ещё в начале н. э. в Китае, откуда это искусство перешло в страны Малой Азии (Сирия, Персия и др.), а затем на юг Европы. Персидское слово «парча» переводится как "кусок, ткань". Именно в кусках привозили парчу в Россию из Персии. Из парчи шили шапочные верхи, кафтаны, полушубки, шубы, штаны. Первые попытки производства парчи в России были сделаны в конце 16 в.

Металлические нити широко использовались для изготовления басонных изделий, предназначенных для украшения. Это: галун, позумент, тесьма, кисти, бахрома, шнурки и т.д. Очень широко использовались басонные изделия в военном обмундировании царской армии.

Золотые и серебряные нити только в древности вырабатывались из чистого драгоценного металла, позднее их, как и прочие украшения, стали делать из сплавов с содержанием драгоценных металлов.
А затем наладили производство мишурных нитей, т.е позолоченных и посеребренных медных нитей. Вот как объясняется значение слова "мишура" в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. "Мишура - название канители, парчи и басонных изделий, не настоящих, а сделанных из серебряной и золоченой меди. В переносном смысле обозначает обманчивый лоск и блеск."

В настоящее время металлические нити изготавливаются из сплавов меди, латуни, никеля и представляют собой тонкую металлическую проволоку, анодированную золотом или серебром. Вырабатываются в очень ограниченных количествах, используются в основном для исторических костюмов, как отделочный и декоративный материал.

В современных нарядных тканях чаще всего используют плоские разрезные нити из алюминиевой фольги (люрекс, алюнит) или пластилекс .

.Литературные источники:
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
*Н.И.Костомаров. "Очерка домашней жизни и нравов великорусского народа в ХVI и ХVII столетиях"
Вардугин В.И. Русская одежда: История народного костюма от скифских до советских времен.- Саратов: Регион. Приволжское изд-во "Детская книга", 2001
Большая Советская Энциклопедия

Чтобы вдеть нить в иглу, зажмите аккуратно отрезанный конец нити между большим и указательным пальцами так, чтобы кончик нити лишь слегка выглядывал. Поднесите иглу к нити и немного разверните подушечки пальцев. Обычно при этом нить автоматически проскальзывает в ушко.

Теперь вы знаете, каковы особенности работы с нитями при золотом шитье.

Металлизированные нити

Металлизированные нити можно разделить на 2 категории: полая канитель и нитки для вышивания - с некоторыми исключениями. Доступны нитки разного качества и из различных металлов, включая нитки, содержащие до 2% золота, позолоту, 90% серебра, серебряную тесьму, медь. Многие нитки бывают разного размера (толщины).

Карта ниток

Канитель

Существует 4 типа полой канители: блестящая граненая, витая граненая, гладкая и матовая. Они отличаются только внешним видом, а используются одинаково: разрезаются на кусочки и нанизываются на нить как бисер. Как правило, используется вощеная нить из полиэстера или шелка, иногда металлизированная, чтобы скрыть стежки.

Нитки для вышивания

Каковы особенности работы с нитями при золотом шитье? Нитки для вышивания изготовлены из стрежневых нитей, обмотанных тонкими полосками металла. Они очень хрупкие на концах и легко раскручиваются, поэтому необходимо оставлять припуски в начале и в конце, затем протягивать эти нити на изнанку и там закреплять.

Японские золотые нитки: круглые в сечении, высокого качества, очень яркие и гладкие;

Имитация японского золота: круглые в сечении, нежных оттенков;

Позолоченные: круглые в сечении, очень гибкие, тонкие нитки, гладкие или витые;

Гофрированные и 8х2 гофрированные: круглые в сечении, зигзагообразной формы;

Рококо: круглые в сечении, мягкие, волнообразные;

Плоские: круглые в сечении, немного приплюснутые;

Елизаветинская пряжа: очень тонкие, двойные;

Крученые нитки состоят из нескольких нитей, скрученных между собой. Обращаться с ними нужно так же, как и с обычными. Есть несколько разновидностей крученых нитей.

Нитки продаются в мотках или катушках

Нитки для вышивания

Эти нитки можно вдевать непосредственно в иглу и вышивать ими. Лучше всего отрезать нити короткой длины, так как они очень мягкие.

Армированная нить : очень тонкая металлическая нить. Бывает золотой и серебряной.

Нитки : тройная металлизированная нить. Бывает золотой и серебряной.

Шнуры : тонкие металлизированные нитки разных цветов.

Прочие

Широкая тесьма : полоски сплющенного металла, по виду напоминающие ленту.

Витая тесьма : широкая полоска сплющенного металла, обернутая тонкой металлической проволокой.

Гофрированная тесьма : широкая тесьма с гофрированной поверхностью.

Миллиарий : изящная ажурная нить.

Пайетки : то же, что и блестки.

Лайка : металлизированная кожа, доступная в разных оттенках.

Цветные нитки

Доступны в различных цветовых оттенках. Ниже дана подборка некоторых из них, включая блестящую граненую канитель, витую граненую канитель, гладкую канитель, матовую канитель, тройную крученую нить, миллиарий и рококо.

Техники

Золотое шитье может выглядеть по-разному, в зависимости от различных комбинаций материалов и техник, как показано на следующих примерах.


Золотая или серебряная нить для вышивания

Первая буква "к"

Вторая буква "а"

Третья буква "н"

Последняя бука буква "ь"

Ответ на вопрос "Золотая или серебряная нить для вышивания ", 8 букв:
канитель

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова канитель

Тягучая нитка

Тягомотина и волокита

Досадная потеря времени; рассказ А.Чехова

Долго тянущееся решение дела

Рассказ Чехова

Рассказ А.Чехова

Определение слова канитель в словарях

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
КАНИТЕЛЬ (от. франц. cannetille) очень тонкая металлическая (обычно золотая или серебряная) нить для вышивания. В переносном смысле - нудное, с проволочками тянущееся дело.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
канители, мн. нет, ж. (фр. cannetile). Тонкая витая золотая или серебряная проволока, употр. для вышивания. Тянуть канитель. (изготовлять ее). Моток канители. перен. Досадная потеря времени; что-н. очень скучное, однообразное (простореч.). Надоела мне эта...

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. Очень тонкая металлическая нить для вышивания. Тянуть к. (изготовлять ее). Золотая к. перен. Нудное, с проволочками тянущееся дело (разг.). К. тянуть, разводить. Довольно канители! прил. канительный, -ая, -ое (к 1 знач.). Канительное производство.

Примеры употребления слова канитель в литературе.

Дождем сыпалась с нее хвоя, на ветках поблескивали осенней паутиной ниточки канители , под ногами хрустела бертолетова соль, изображавшая снег.

Я легонько похлопал Качка по плечу, и сказал: -- Держись, Качок, сейчас браги литр хапнешь, и будет все нормально, вытащим тебе эту канитель .

Теперь он видел ее лицо: темные полукружия бровей, чистый высокий лоб, пухлый приоткрытый рот с поблескивающими жемчужинками зубов, маленькие уши с сережками из золотой канители .

После всего этого -- не канитель ли жизнь, не заводиловка ли, не волынка ли?

В угодья, где сельхозартель, Объединенная в картель, Выращивает каротель И тянет, тянет канитель .

error: Content is protected !!