Предметы из глины окружающий мир. Шерсть и ее свойства. Механические свойства шерсти

Предмет «Окружающий мир»

Конспект открытого урока по теме «Из чего что сделано?» 2 класс 04.12 2015 г.

ФГОС, УмК «Школа России» Лапина А.А. Учитель МБОУ «СОШ №37» г. Братска

Цели деятельности учителя

Цель. Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Задачи.

Обучающие:

Познакомить с природными материалами, используемыми при изготовлении различных предметов;

Познакомить с простейшими производственными цепочками при изготовлении различных предметов;

Формирование представлений об окружающем мире.

Развивающие:

Развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

Развивать умение работать в группе, в паре.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и природы.

Воспитыватьчувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

Научатся: строить простейшие производственные цепочки при изготовлении различных предметов

получат возможность научиться: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Метапредметные :

познавательные – -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

Ставить проблему поискового характера;

Проводить анализ и синтез при знакомстве с отраслями экономики;

Применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);

Проводить рефлексию результатов деятельности;

оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – -слушать и вступать в диалог;

Участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;

Управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия;

уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;

регулятивные

Ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

Корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;

организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Личностные:

Ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося;

Развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Формирование личностного смысла учения

Методы и формы обучения

Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

УМК «Школа России» : - Плешаков А.А. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2012.,

- Рабочая тетрадь для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2012.,

Тетрадь тестов для 2 класса М.. Просвещение, 2012.

Презентация;

Карточки – тесты для индивидуального опроса;

Ход урока

Название этапа, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1.Орг. этап.

Добрый день ребята!

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

Ребята! Повторяйте за мной.

Я – умею думать и понимать, Я – умею слушать и отвечать,
Я – могу ошибаться,
Я – умею учиться,
Я – хочу учиться. (слайд 1)

Пусть девизом нашего урока будут слова: «Знаешь сам - расскажи другому!» (слайд 1 )

Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Приветствуют друг друга.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные : знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

2. Проверка домашнего задания

Какой раздел мы с вами изучаем?

(слайд2)

Что такое экономика?

Как называются части экономики?

Из каких отраслей состоит экономика?

Вспомним, какие профессии мы называли?

Назовите профессии ваших родителей.

Проверим ваши знания с помощью тестов (Тетрадь тестов для 2 класса М.. Просвещение, 2015). (слайд 3)

Без чего не может работать современная экономика?

Что вы о них знаете?

Жизнь города и села»

Это хозяйственная деятельность людей.

Отрасли

- Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля, строительство.

Доярка, пастух, водитель….

Дети называют профессии своих родителей и говорят к какой отрасли экономики она относится.

Выполняют тест, взаимопроверка

- Без денег

Ребенок знакомит детей со своим мини проектом «Как появились деньги»

Регулятивные

Личностные : Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Коммуникативные

3. Самоопределение в деятельности

Задачи: развивать логическое мышление,заинтересовать новым исследованием,

Назовите предметы, которые вы видите на слайде. (слайд 4)

Определите, какой предмет «лишний»?

Почему?

Как называется то, что сделано руками человека?

Носки, варежки, книги, кастрюли, вилка, чайник, кувшин, ракушка.

Ракушка- создала природа, а остальные сделал человек.

Рукотворный мир.

Регулятивные : волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Личностные : П редвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

4.Актуализация знаний,

1)постановка проблемы.

2) Определение темы и целей урока

Я предлагаю подумать из чего человек сделал эти предметы.

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

Сформулируйте тему урока. (слайд 5)

Какие цели и задачи поставим перед собой? Используйте для этого наши фразу:

Я думаю, что узнаю…..(слайд 6)

Давайте откроем учебник на странице 108 и еще раз прочитаем тему урока, о чем узнаем на уроке.(слайд 7)

Что кажется трудным и пока непонятным?

Для этого мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. А что нам в этом может помочь?

Из металла, из шерсти,

Из бумаги, из глины…

Узнаем, из чего и как люди делают разные изделия.

Из чего что сделано?

Работа с учебником с.108

Что значит изображать производственные цепочки.

Учебник, дополнительная литература, интернет, взрослые.

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критерии ям; действовать по намечен ному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.

Коммуникативные:

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

5.Новый материал.

1)Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: Подготовить учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и зафиксировать индивидуальное затруднение. 2)Выявление места и причины затруднения.

Цель: Восстановить выполненные операции и зафиксировать место – шаг, где возникло затруднение.

3)Построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка цели урока и

выбор способа решения учебной проблемы,

4)Реализация построенного проекта.

Цель: учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.

С древних времен людям приходилось приспосабливаться к условиям жизни в различных условиях. Созданные людьми орудия труда, жилища и предметы быта, одежда, украшения были из тех материалов, которые были в той местности.
- Самыми древними являются каменные орудия труда. Древние люди вначале использовали осколки камней, ветви и сучья деревьев. Ученые считают, что самым первым орудием, сделанным древним человеком, было ручное рубило, высеченное из камня.

В наше время человек с самого рождения человек попадает в мир вещей. К этому мы уже так привыкли, что не задумываемся о том, как и из чего, сделаны окружающие нас предметы. (слайд 8)

-Работа в группе Задание: Возьмите карточки на партах. Разделите все предметы на группы, объяснить свой выбор. (слайд 9)

- из глины (чайник, ваза),

- из шерсти (свитер, шарф),

-из металла (ложка, кастрюля),

-из древесины (линейка, шкаф, тетрадь и книга) Проверяем. (слайд 10)

Все эти предметы вам хорошо знакомы. Скажите еще раз, что общего у всех этих предметов?

Давайте, сейчас проследим путь изготовления некоторых изделий. Сегодня в этой работе у меня будут помощники, которые поделятся своими исследованиями по этой теме.

1. Отгадайте загадку: (слайд 11)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.

Посмотрите на эти предметы: сухая глина и глиняная чашка. Как получают такую прочную посуду?

Алиса провела небольшое исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают предметы из глины. (слайд 12-18)

Можем ли мы изготовить такую посуду?

Почему?

Алиса нас познакомила с порядком изготовления изделий из глины.

Порядок изготовления предмета –называется производственная цепочка. (слайд 19)

Откройте тетрадь и покажите последовательность изготовления посуды из глины. (работа в паре) (слайд 20)

Карьер - гончарный круг- печь-чашка. (слайд 21)

- Посмотрите на экран, я предлагаю еще раз посмотреть, как производят глиняные изделия. (слайд 22)

ФИЗМИНУТКА (слайд 23)

2. Продолжаем работу (слайд 24)

Каждый год молодцу

Прибавляет по кольцу.

Еще древние люди делали из дерева оружие и орудия труда. Что только ни делали люди из дерева! От дома для себя и до игрушек для детей. А сейчас народное творчество просто немыслимо без изделий из дерева. Проще, наверное, спросить - а что нельзя сделать из дерева?

- Понятно, что линейка, шкаф сделаны из дерева. А вот книга и тетрадь как оказалась в этой группе? (слайд 25)

Диана провела исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают книги. (слайд 26-31)

В нашем городе существуют пункты приёма вторсырья, на которых принимают макулатуру. Не выбрасывайте бумагу, собирайте и отвозите её на такие пункты и вы спасёте деревья от вырубки.

- Работаем в паре . Заполните схему в тетради.- Как из дерева получается книга? (слайд 32)
Дерево- целлюлоза- бумага- книга.

(слайд 33)

- Посмотрите на экран, я предлагаю еще раз посмотреть, как производят бумагу(слайд 34)

3. - В следующей группе у нас предметы, сделанные из металла. (слайд 35)

Мой помощник Роман провёл тоже исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают предметы из металла. (слайд36-41)

Составим производственную цепочку.- Как к нам в дом приходит металлическая посуда? (слайд 42)

Железная руда- чугун-сталь- посуда

- Посмотрите на экран, я предлагаю посмотреть отрывок из фильма, как производят предметы из стали(слайд 43)

4. Шерсть.

Человек всегда заботился о своих домашних животных, и они давали людям еду и тепло. (слайд 44)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Овца, баран)

Как связаны тёплые варежки, свитер и овцы? (слайд 44)

Итак, мы переходим к последней выделенной нами группе «Изделия из шерсти» (слайд 45)

Откройте учебник. Рассмотрите рисунки (с.111) и расскажите, как же делают шерстяные вещи.(слайд 46)

1.Стрижка овец;

2. Изготовление шерстяной пряжи, сматывание на бобины;

3.Изготовление шерстяного полотна;

4.Изготовление по выкройкам деталей одежды.

Покажите в тетради последовательность изготовления вещей из шерсти. (работа в паре ) (слайд 47)

Овца-пряжа-полотно-изделие.

- Есть и другие животные, которых разводят для получения шерсти - верблюды, ангорские кролики и козы, ламы, викуньи, овцебыки и даже собаки. (слайд 48)

Делят предметы на группы и объясняют свой вариант деления предметов на группы по определённому признаку

Они сделаны руками человека.

Глина

ответы детей

нет

Нужны знания и труд многих людей.

Тетрадь с. 70

Смотрят фильм

Дерево

ответы детей

Сообщение ученика (см. приложение ).

Тетрадь с. 70

Смотрят фильм

Сообщение ученика (см. приложение ).

Работаем коллективно

Смотрят фильм

Весной и осенью люди стригут овец специальными ножницами. Потом прядут шерсть и вяжут носки, варежки.

Дети по картинкам в учебнике рассказывают с.111

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, учитывать правило в планировании способа решения, умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

6.Применение полученного знания через создание проблемной ситуации.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки.

Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы.

Работа в группе по «Рабочей тетради» с.79 №2,3 (слайд 49)

-№2 Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.

-№3. Составить производственные цепочки(слайд 50)

глина - кирпичи, глиняные игрушки, вазы, посуда

шерсть – варежки, свитер, ковры, шарф. шапку…..

древесина – мебель, бумага, книги, картон, дома, мосты……

железная руда -завод-ножницы;

зерно -мельница-мука- хлеб

глина -гончарный круг-печь- ваза

……..

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план.

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме

8. Физкультурная пауза

Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

9. Итог урока.

Где люди берут материалы для изготовления различных изделий?

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

(слайд 51)

Человек должен использовать ресурсы разумно. Природные богатства нужно беречь- ведь они не безграничны.

(слайд 52)

Изготавливая бумагу, человек вырубает леса, а они - «легкие нашей планеты», дом для зверей и птиц. После добычи глины остаются карьеры, которые надо засыпать, иначе - это рана на поверхности земли. И если человек неразумно будет использовать природные богатства, то к чему это может привести?

Ребята, помните, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно. (слайд 53)

Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие!

Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще активнее.

Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха! (слайд 54)

В природе.

1)Добывать материалов не больше, чем их требуется.

2)Расходовать экономно.

3)Сажать новые деревья.

4)Восстанавливать земли на месте карьеров.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Рефлексия. Продолжите фразу:- Было интересно узнать, что…

Меня удивило …- Было трудно…

Теперь я знаю, что…(слайд 55)

Регулятивные: фиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения будущих задач.

11. Домашнее задание.

С. 108-111, рабочая тетрадь стр.70 №3, №4 (слайд 56) , (слайд 57)

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Регулятивные: действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

Шерсть — древнейший природный утеплитель — до сих пор остается во многом непревзойденным материалом с уникальным набором полезных для человека качеств

Баран Jan Eufinger

Среди тех, кто убежден в божественном происхождении человека, бытует мнение, что homo sapiens изначально был задуман и воплощен создателем голым. Однако, по мнению ученых, далекие предки современного человека все же имели на своем теле волосяной покров. Начиная разговор о шерсти и ее значении, стоит вспомнить, что в первобытные времена она обильно росла на человеке, являлась его естественной одеждой и лишь много позже стала и первой искусственной.


На длинном эволюционном пути наши предки почти растеряли собственный шерстяной покров, но взамен научились заимствовать его у животных. Еще ничего не зная о теплообмене, они добывали шкуры животных и кутались в них, чтобы согреться. В начале XIX века великий французский математик и физик Жан Батист Жозеф Фурье в своей работе «Аналитическая теория тепла» наконец объяснил, что такое теплопроводность, и благодарное человечество стало кутаться в теплую одежду, используя научный подход. С тех пор наука и технологии заметно продвинулись вперед, но шерсть, как была одним из основных утепляющих материалов, так им и осталась.

В чем же секрет шерсти? Почему она так хорошо сохраняет тепло? В мы подробно рассмотрели механизм удержания тепла одеждой. Напомним, что греющие свойства утеплителя напрямую зависят от того, насколько эффективно он удерживает воздух у поверхности тела. Воздушная прослойка препятствует оттоку тепла, потому что воздух имеет очень низкую теплопроводность. Любой утеплитель, будь то натуральный пух, вата, синтетические волокна или шерсть, «связывает» воздух в своей пространственной структуре и не дает ему перемешиваться с воздухом окружающей среды.

Из чего же «сделана» шерсть? Как ей удается удерживать воздух?

Что такое шерсть

Шерсть — это волосяной покров на теле животного, который состоит из двух основных типов волос — остевых и пуховых.Их главное отличие в толщине и назначении: остевые — длинные, толстые, грубые — это видимый слой шерстяного покрова, пуховые — тонкие извитые волокна. Остевые волосы формируют пространственную структуру шерсти, определяют степень ее волнистости и выполняют защитные и теплосберегающие функции. А основная задача пуховых волос, также называемых подшерстком, — удерживать тепло у кожи. Крупный остевой волос может иметь индивидуальный мускул, который этот волос поднимает. Шерсть, вставшая дыбом, — заслуга именно этих мускулов. Поднятые волосы не только придают угрожающий вид, но и временно увеличивают общую толщину шерстяного покрова, а значит, и его способность удерживать тепло.

Волосы в слое шерсти расположены густо, они часто бывают извиты и переплетены. Такая пространственная структура шерстяного покрова создает множество замкнутых воздушных карманов, которые и удерживают воздух у тела, не позволяя животному замерзнуть или, наоборот, погибнуть от жары. Кроме этого, воздушные полости могут быть и внутри самих волос. Например, волос белого медведя или верблюда полый, то есть с воздушным каналом внутри. Наличие воздуха внутри волоса существенно увеличивает его теплоизоляционные свойства.

Конечно, никто не видел верблюдов, разгуливающих по арктическим просторам вместе с белыми медведями, а умок никто не встречал в Кара-Кумах. Но воздушная прослойка, которую создает их шерсть, защищает и тех, и других: медведей — от холода, а верблюдов — от жары, благодаря все той же очень низкой теплопроводности воздуха.

Использование шерсти

Наши первобытные предки знали, что шерсть хорошо сохраняет тепло, но еще не могли ее собирать и обрабатывать. Весь нехитрый технологический процесс изготовления одежды в древние времена заключался в снятии шкуры с убитого на охоте животного. Собственно эти шкуры, вместе с покрывающей их шерстью, и становились одеждой для охотников и их собратьев.

Со временем одомашнивание животных и развитие скотоводства привели к тому, что человек научился использовать для изготовления теплой одежды не только шкуры, но и собранную с животных шерсть — преимущественно овечью, козью и верблюжью. Состриженная или вычесанная, она служила сырьем для пряжи — длинных нитей, состоящих из переплетенных волос. Ворсистые нити тоже хорошо удерживают воздух в своих переплетениях, поэтому и вязаные шерстяные изделия сохраняют тепло не хуже шкур животных. Для изготовления шерстяной нити использовались прялки и веретена, и можно сказать, что с этих нехитрых приспособлений началась вся современная легкая промышленность.

Виды шерсти

Овечья шерсть

Среди всех видов шерсти, которые использует человек, наиболее распространена овечья. Из нее производят шерстяную пряжу для вязки трикотажных изделий или нити для изготовления шерстяных тканей. Овечья шерсть упругая и плотная из-за извитости шерстяных волокон. Спиралевидная форма шерстинки защищает от загрязнений и атмосферных осадков. Ее можно вытянуть и выпрямить, но со временем она вернется в исходное состояние. Извитость шерстинки — очень ценное качество, благодаря которому изделия из шерсти объемные, пушистые, прочные, ноские и почти не мнутся. Наиболее высококачественной овечьей шерстью считается мериносовая . Тонкость мериносовой шерсти позволяет использовать ее даже при производстве термобелья.

Волосы овечьей шерсти покрыты мелкими чешуйками, поэтому они хорошо сцепляются друг с другом. На этом свойстве основана технология производства войлока — плотного нетканого материала, который применяется для изготовления одежды или обуви, например валенок. Войлок — отличный пример того, как материал с низкой теплопроводностью может защищать как от холода, так и от жары. О зимних валенках мы уже упомянули, но тот же самый войлок используется, например, и для изготовления головных уборов — панамок, треуголок и буденовок, защищающих головы любителей парилок и саун от перегрева. Да и кочевые жители пустыни — бедуины — до сих пор используют шерстяную одежду как надежную защиту от раскаленного африканского солнца.

Шерсть превосходно поглощает звук. Нередко шерстяные покрытия используют в звукозаписывающих студиях. Ковры из натуральной шерсти издавна пользуются популярностью благодаря разнообразному набору качеств, позволяющему сохранять тепло, создавать уют и комфорт в доме. А из низкосортной шерсти получают строительный войлок — материал для тепло- и звукоизоляции помещений.

Ангорская коза Nico Smit

Козья шерсть и пух

Козья шерсть является довольно однородной, но ее волосы намного более гладкие, чем овечьи, поэтому она не так хорошо свойлачивается и прядется. Наиболее известные и качественные виды козьей шерсти — оренбургская, кашмирская и ангорская. Они обладают самым тонким волосом: 16-18 мкм у оренбургской, 19-20 мкм у кашмирской и 22-24 мкм у ангорской козы. Мягкая и шелковистая пряжа от ангорской козы называется мохером. Любопытно, что шерсть ангорского кролика также называется ангорской , и это вносит некоторую путаницу. Козий пух — тоже вид козьей шерсти, который можно получать как состриганием, так и вычесыванием специальными гребенками. При вычесывании пух получается более нежным, легким и приятным на ощупь. Знаменитый оренбургский пуховый платок изготовлен именно из козьего пуха. А кашмирские козы дают пух, из которого производится тонкий, мягкий и теплый материал — кашемир.

Верблюжья шерсть

Верблюжья шерсть кардинально отличается от овечьей и козьей полым волосом. Как и в случае с белым медведем, полый волос значительно снижает теплопроводность шерсти верблюда. В производстве изделий из верблюжьей шерсти используется верблюжий пух — подшерсток. Изделия из верблюжьей шерсти гигроскопичны, легки, обладают низкой теплопроводностью и хорошо дышат.


Альпака Oliver Nowak

Экзотические виды шерсти

Самой дорогой и качественной шерстью считается шерсть ламы, альпака и викуньи. Это животные семейства верблюдовых, обитающие в Южной Америке в Андах. Шерсть альпака в семь раз теплее овечьей, она легкая, мягкая, шелковистая и при этом очень прочная. А шерсть викуньи собирается вручную в труднодоступных местах высоко в горах, зачастую в сложных климатических условиях. Цена за килограмм шерсти викуньи может доходить до тысячи долларов.

Польза шерсти

Природное происхождение и тысячелетия эволюции сделали шерсть отличным средством естественного утепления для многих теплокровных животных, но ею успешно пользуется и человек. Шерсть биологически дружественна человеку, поэтому она не только согревает его, но и оказывает терапевтическое воздействие. В шерсти также содержится ланолин, который по составу близок к кожному салу человека и благотворно действует на его кожу.

В отличие от многих синтетических волокон, которые способствуют размножению бактерий, вызывающих запах пота, волокна шерсти, наоборот, препятствуют бактериальному загрязнению. Считается, например, что волокна , имеющие положительный электрический заряд, притягивают к себе бактерии, которые заряжены отрицательно. Эти бактерии задерживаются в волокнах полиэстера, и именно их взаимодействие с потом приводит к возникновению неприятных запахов. Для уменьшения этого эффекта производители синтетических материалов обрабатывают волокна полиэстера или полипропилена солями серебра. С шерстью такой проблемы не возникает, точнее ее решила сама природа — она придала волокнам шерсти отрицательный заряд, благодаря чему шерсть отталкивает бактерии, сохраняет чистоту, препятствует возникновению запахов и даже «собирает» с кожи человека вредные положительные заряды.

Ангорская шерсть, пух кашмирских и оренбургских коз, а также мериносовая шерсть, помимо сухого тепла, создают комфортное ощущение мягкости. Однако шерсть с включениями более грубых волокон может быть колкой и вызывать раздражение. Кроме того, некоторые люди имеют аллергию на шерсть.

Характеристики шерсти

Теплопроводность

Среди всех волокон естественного происхождения волос шерсти, состоящий в основном из кератина, обладает наименьшей теплопроводностью — 0,033 Вт/(м·К ). Но это мало что говорит о теплосберегающих характеристиках той или иной шерстяной одежды, ведь лучше всего защиту от холода обеспечивает не сам материал, а воздушная прослойка, которую он в себе удерживает. Тем не менее благодаря малой теплопроводности кератина, а также способности шерстяных волокон создавать огромное количество микроскопических воздушных полостей, шерсть является одним из лучших натуральных теплоизоляторов.

Сравнительная теплопроводность некоторых материалов
Материал Коэффициент теплопроводности, Вт/(м·К )
Вакуум 0,0
Пух гаги 0,008
Воздух 0,026
Шерсть 0,033
Хлопок 0,049
Лен 0,067
Дерево 0,15
Вода 0,6
Сталь 47

Гигроскопичность

Шерсть отлично впитывает воду — до 30-35% от собственного веса — и хорошо дышит. Поэтому при относительно небольшом объеме поступающей влаги (пота) шерсть выводит часть этой влаги в виде испарений, а оставшуюся часть впитывает, не становясь при этом мокрой и холодной. Более того, при увлажнении шерсти выделяется даже некоторое количество тепла. Однако высокая гигроскопичность шерсти может дать и отрицательный эффект. Если шерсть все-таки намокает, то она становится тяжелой и очень долго сохнет, что может стать проблемой в походе или экспедиции.

Механические свойства шерсти

Прочность шерсти в значительной степени зависит от ее типа, породы животных, с которых она получена, и еще от многих параметров, описываемых специальными профессиональными терминами. На практике полезно знать, что шерсть упруга и эластична, и именно эти качества делают изделия из нее прочными и износоустойчивыми при достаточно малом удельном весе. Одежда из тонкой шерсти относится к наиболее легкой, по весу она может уступать лишь изделиям из капрона или эластана.

Часто от тех или иных изделий требуются характеристики, которые сама по себе шерсть обеспечить не может, и тогда в процессе производства нитей к волокнам шерсти могут добавлять другие волокна искусственного или естественного происхождения. Такие ткани носят название смесовых, но часто усиление одних достоинств смешиваемых материалов приводит к ослаблению других. На сегодняшний день наиболее передовыми являются технологии послойного соединения разнородных материалов. Так, к примеру, поступает компания .

К сожалению, шерсть обладает одним специфическим недостатком — она нравится не только людям, но и моли. При несоблюдении правил хранения шерстяных изделий моль способна привести их в полную негодность, а проще говоря — съесть, или хотя бы изрядно понадкусывать.

Современные технологии обработки шерсти

Несмотря на то что шерсть является древнейшим утеплителем, используемым человеком, способ производства шерстяных изделий мало изменился — совершенствовались лишь технологии.

Как и ранее, процесс начинается со стрижки или вычесывания животных. На следующем этапе шерсть сортируется, моется, прессуется в тюки и отправляется на фабрики. Там на особых станках она расчесывается и разделяется на волокна. После расчесывания шерсть отправляется в смесительную камеру, где мощные воздушные потоки смешивают волокна шерсти разных сортов для придания ей нужных характеристик. В этой же камере шерсть может смешиваться и с синтетическими волокнами, например полиэстером.

После смесительной камеры шерсть поступает в следующую машину, которая называется кардочесальной. Эта машина распутывает и разделяет волокна на параллельные пряди, а также очищает их от остатков грязи. Из кардочесальной машины шерсть выходит в виде тонкого ровного полотна, которое на следующем этапе разделяется на полосы, скручивается и преобразуется в так называемые ровницы, которые уже напоминают шерстяную нить. Для придания нити необходимой прочности ровницу сучат — растягивают и плотно скручивают.

Шерстяная пряжа используется для вязки трикотажного полотна, а из нити на ткацких станках производят шерстяные ткани. Трикотажные шерстяные полотна и ткани используются затем для производства различной одежды и предметов быта.

Шерстяные изделия высокого качества маркируются знаком “Woolmark”, который ранее принадлежал Международному секретариату по шерсти (International Wool Secretariat). Сейчас торговым знаком владеет австралийская ассоциация производителей шерсти Australian Wool Innovation Limited, занятая продвижением и увеличением мирового спроса на качественную шерсть. Наличие на изделии ярлыка “Woolmark” говорит о том, что в составе ткани не менее 93 % высококачественной натуральной шерсти и материал произведен с соблюдением всех норм добычи и обработки сырья.

Страна, лидирующая по поставкам шерсти на мировой рынок, — Австралия. За ней следуют по убывающей Новая Зеландия, Китай, США, Аргентина, Турция, Иран, Великобритания, Индия, Судан и Южная Африка.

Резюме

    Шерсть является древнейшим утеплителем, используемым человеком. Ее можно назвать дружественным человеку материалом благодаря природному животному происхождению.

    Из-за низкой теплопроводности шерсть является одним из лучших утеплителей, применяемых в одежде.

    Изделия из шерсти хорошо дышат и могут впитать большое количество влаги.

    Шерсть оказывает благотворное воздействие на организм человека, обладает антибактериальными свойствами и может оказывать лечебный эффект.

    Наиболее мягкие и приятные на ощупь шерстяные изделия производятся из руна овец мериносовых пород и козьего пуха.

    Шерсть упруга, эластична, имеет малый удельный вес. Она обладает достаточной прочностью и износостойкостью.

    Биологическое происхождение шерсти может являться причиной аллергии. Грубая шерсть колется и способна вызывать раздражение кожи.

  • Основным источником шерсти для легкой промышленности являются овцы, козы и верблюды.

Проверка домашнего задания

  • Что такое экономика?
  • Как называются части экономики?
  • Из каких отраслей состоит экономика?
  • Связаны ли друг с другом разные части экономики?
  • Проверим ваши знания (выполните тест)

В это время несколько учеников выполняют тест в программе Excel на компьютере.


Тест по теме « Что такое экономика?»

1 . Закончи определение: «Экономика – это..»

а) забота о природе

б) возможность зарабатывать деньги

в) хозяйственная деятельность человека

2. Какая отрасль экономики даёт нам хлеб, молоко, мясо?

а) промышленность

б) сельское хозяйство

в) торговля

3 . Какая отрасль экономики производит одежду, обувь, мебель?

а) промышленность

б) сельское хозяйство

в) торговля

4. Какая отрасль экономики помогает нам приобретать продукты и вещи?

а) промышленность

б) сельское хозяйство

в) торговля

5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?

а) торговля

б) транспорт

в) строительство

6. Какая отрасль экономики возводит различные постройки?

а) торговля

б) транспорт

в) строительство


Всё это сделано руками человека из природных

материалов – древесины, металла, шерсти. Но

чтобы природные материалы превратились

в разнообразные вещи, нужны знания и большой

труд людей.

Как рождается книга?

Как делают шерстяные вещи?

Откуда берутся ложки, вилки и ножи?


В наше время человек с самого рождения человек попадает в мир вещей. К этому мы уже так привыкли, что не задумываемся о том, как и из чего, сделаны окружающие нас предметы.


Игра «Живое – неживое». На интерактивную доску выводятся изображения неживых предметов.

Распределите предметы на группы так, чтобы в каждой все вещи были сделаны из одного материала


Глина

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу.


«Умелые руки» гончара могут вылепить из нее различные предметы

Как появился глиняный кувшин?

Глина добывается экскаваторами…

Изделия обжигают в специальной печи


И вот все готово!

Искусство делать такие вещи называется

керамика


Фарфор впервые был получен в 620 г. в Китае. Его изготавливали из белой глины. Но особенно большого успеха в этом деле китайцы добились совсем недавно, в XV веке, при императорах из династии Мин.

Китайский фарфор. XV век.


Составление цепочки

Гончарный круг

добыча в карьере



Откуда берется железо?

Железо никто не делает, оно сотворено самой природой, как вода, глина, песок… А люди его лишь добывают и превращают в чугун или сталь.

Больше всего железа в железной руде.


Как же добывают руду?

Взрывом дробят землю и камни, открывается спрятанная под ними руда

За работу берется шагающий экскаватор.

Зачерпнет ковшом руду, повернется- и нагружен целый самосвал!


Руда попадает на завод…

Тут помогает людям жаркий огонь

Бушует пламя, оседает руда, капли металла собираются в струйки, ручейки…получается чугун

Железная руда поступает в огромные печи- домны…

Теперь его путь в соседний цех





Металл выльют в формы и оставят застыва

А вот результат!


Откуда взялась бумага на изготовление тетрадей и книг?


Составление цепочки

Железная руда


Откуда взялась бумага на изготовление тетрадей и книг.

Сегодня бумагу делают на огромных бумажных комбинатах, где людям во всём помогают машины. Машины принимаются за помощь тогда, когда будущая бумага в лесу растёт.



До ворот цеха плывут брёвна по реке или их

везут в специальных вагонах. А здесь за дело берутся другие машины: многопильный станок

распиливает брёвна на чурбаки, а машина-корообдирка сдирает с них кору.





Составление цепочки

целлюлоза


Шерсть

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога


Стрижка Расчёсывание Мойка шерсти

Сушка Получение пряжи из шерсти


Составление цепочки


А теперь расскажите сами…

как хлеб на стол пришёл


Итог урока

Где человек берет материалы для изготовления различных предметов?

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы?


Вывод:

Добывая различные материалы, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся от добычи глины, - рана на поверхности земли. Вырубленный лес – это уничтоженный «дом» многих растений и животных. Вот почему природные богатства нужно беречь – ведь они не безграничны.

Еще надо помнить о том, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно!

Класс: 2

Цель: Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты: Метапредметные

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы; осуществлять контроль и коррекцию; оценивать результаты своей деятельности на уроке. Познавательные: классифицировать предметы по характеру материала, показывать цветом разные производственные цепочки; читать текст учебника; по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ по картинкам, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий. Коммуникативные: участвовать в работе пары и группы. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Предметные: узнают, какие природные материалы люди используют для изготовления изделий; научатся составлять простейшие производственные цепочки

Личностные: бережно относиться к вещам; понимать необходимость бережного отношения к природе; уважительно относиться к труду людей.

Учебные материалы: Учебник А.А. Плешаков “Окружающий мир”, рабочая тетрадь №1, компьютер, мультимедийный проектор, экран, разные предметы из глины, металла, древесины, шерсти; карточки – модели. У учащихся: сигнальные флажки, цветные карандаши (фломастеры)

1. Организационный момент, эмоциональный настрой. (слайд1)

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

2. Проверка домашнего задания.

А)Индивидуальные задания по карточкам. (2 детей получают задания)

Подчеркни одной чертой продукцию промышленности, двумя - продукцию сельского хозяйства.

1. Помидор, книга, морковь, телефон, настольная лампа, картофель, трактор, редис, лук, стул, утюг, тапочки.

2. Арбуз, вишня, стул, майка, виноград, ботинки, пальто, ракета, слива, парта, тыква, капуста, самолёт, чеснок, огурец.

Б) Игра “Верно это или нет”.

Поиграем в игру “Верно это или нет” (работа с сигнальными карточками-светофорами: если верно-зеленый цвет, если нет-красный)

Верно ли, что экономика – это хозяйственная деятельность людей? (да)

Верно ли, что хлеб, молоко, мясо дает нам торговля? (нет)

Верно ли, что бумажные деньги впервые стали использовать в Китае? (да)

Верно ли, что в наши дни деньги не делают из дерева? (да)

Верно ли, что одежду, обувь, мебель производят в торговле? (нет)

Верно ли, что маляр, каменщик, штукатур, крановщик работают в строительстве? (да)

Верно ли, что продукты и вещи мы можем приобрести в сельском хозяйстве? (нет)

Верно ли, что чтобы утром нам выпить стакан молока, работают только отрасли сельское хозяйство и торговля? (нет, транспорт, промышленность)

Верно ли, что вместе со строителями в возведении дома участвуют специалисты транспорта и промышленности? (да)

Верно ли, что все отрасли экономики связаны друг с другом? (да)

Самоопределение к деятельности

Посмотрите на экран. (слайд 2) На слайде изображены разные предметы.

(Ракушка, варежки, ножницы, кувшин, линейка, ложка, шарф, кружка, карандаш)

Определите, какой “лишний”? (ракушка)

Почему? (Ракушка - создала природа, а остальные сделал человек)

Как называется то, что сделано руками человека? (Рукотворный мир)

Практическая работа.

Разделите остальные предметы на группы по материалу. (Делят предметы на группы.)

Все эти предметы вам хорошо знакомы. Назовите их и объясните, для чего они служат. Что общего у всех этих предметов одной группы? (Называют предметы. Рассказывают, для чего они нужны - из глины (вазу, горшочек, кирпич, глиняную игрушку-свистульку),

Из шерсти (свитер, перчатки, носки, шарф),

Из металла (ложка, миска, кружка, ножницы, металлический конструктор),

Из древесины (линейка, деревянная ложка, матрёшка, тетрадь).

О чем мы будем говорить на уроке? (Узнаем, из чего и как люди делают разные изделия.)

Прочитайте тему урока в учебнике.

Сформулируйте учебные задачи, которые поставим перед собой? (будем говорить о предметах, узнаем из чего их делают). Прочитаем об этом в учебнике.

Работа над темой урока.

Беседа “Что из чего?” (Работа в группах)

А теперь поговорим о каждой группе предметов в отдельности.

1. Шерсть (рассмотреть группу предметов из шерсти) (слайд 3)

Мы определили, что эти вещи сделаны из шерсти. А откуда берут шерсть?

(с.111 учебника) Рассмотрите рисунки и расскажите, как же делают шерстяные вещи.

1. Стрижка овец;

2. Изготовление шерстяной пряжи, сматывание на бобины;

3. Изготовление шерстяного полотна;

4. Нанесение рисунка на ткань;

5. Изготовление по выкройкам деталей одежды.

Что нового вы узнали об изготовлении шерстяных изделий?

А как сделали этот шарфик? Как получили разные цвета?

2. Дерево (рассмотреть группу предметов из дерева ) (слайд 4)

Понятно, что линейка, подставка сделаны из дерева. А вот тетрадь как оказалась в этой группе? Как появились на свет наши с вами учебники? В этом нам помогут разобраться ребята, которые подготовили сообщения.

а) Выступления ученика об изготовлении бумаги.

Существует различные виды бумаги. Где её используют?

На комбинате изготавливают бумагу.

  • Писатель пишет произведение.
  • Художник делает иллюстрации
  • В издательстве печатают книги.
  • В магазине появляются книги.

Выступление детей.

Сегодня бумагу делают на комбинатах, где людям помогают машины.

Машины принимаются за дело ещё тогда, когда будущая бумага в лесу растет. Электрические пилы пилят, валят деревья. Тракторы-лесовозы везут бревна к реке. Машины связывают бревна в плоты, и плывут плоты по реке до ворот цеха. Тут за дело берутся другие машины: быстрый многопильный станок распиливает бревна на чурбаки; машина – корообдирка сдирает с них кору; рубильная машина рубит чурбаки на щепки; щепки едут на самодвижущейся дорожке в котел. В котле в специальном растворе варится каша-деревянная. Вот эта каша когда готова, и становится бумагой.

б) Показ коллекции различных видов бумаги.

Для чего используется бумага?

Легко ли получить бумагу? Как нужно относиться к нашим тетрадям, учебникам, ведь всё это срубленные деревья. А чтобы вырастить взрослое дерево надо не менее 60 лет.

А ещё из дерева делают мебель, посуду, игрушки. (Показать.)

6.Физминутка

А теперь отгадайте, о ком идет речь?.( Звучит музыка “Бу-ра-ти-но!”) (слайд5)

А как вы думаете, почему мы вспомнили о Буратино? (сделан из дерева)

А из какой сказки? (“Золотой ключек”. А.Толстого)

7. Беседа “Что из чего?” (продолжение)

Издавна на Руси из глины изготавливали посуду и вот такие замечательные игрушки. (слайд 6)

А как делают игрушки из глины, мы узнаем из фрагмента фильма.

(Просмотр фрагмента фильма “Наследство деда Филимона”.)

Рассказ ученика о глине.

Глина добывается в карьере экскаваторами. В сыром виде она пластична. Она смешивается с водой до состояния густой пасты и затем из нее лепят посуду или игрушки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре 450°С. После обжига глина становится прочной и никогда не станет мягкой. Искусство делать такие вещи называется керамикой .

В давние времена, когда не было холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды. Вода оставалась холодной, так как просачивалась через тонкие поры кувшина и испарялась, что и помогало сохранять воду холодной.
Замечательными гончарами были китайцы. Из специальной белой глины изготавливают фарфоровые изделия . При обжиге такая глина приобретает белый цвет. Эта чашка тоже сделана из глины.

Надо сказать, что из глины делают кирпичи, игрушки, черепицу.

В последней группе у нас оказались предметы, сделанные из металла. (слайд 7)

Рассказ ученика о производстве железа

Железо никто не делает, оно сотворено самой природой, как вода, глина, песок... А люди это железо лишь добывают и превращают его в чугун и сталь.

Железа на свете видимо-невидимо - оно и в песке (от этого-то он желтоватый), и в красновато-бурой глине, и в коричневом камне - кремне. Железо даже в воде растворено.

Больше всего железа в железных рудах. Из них-то и добывают этот самый главный металл.

Как добывают руду?

Тут не обойтись без огромного, могучего, стального копалы – черпалы, маленького бумажного пакета с зарядом взрывчатого вещества и длинных проводов. Пробурят горняки в земле скважины, заложат в них взрывчатку, по проводам пустят ток. Тут затыкай уши. Как грохнет взрыв - тонны земли, камней взметнутся в воздух, разлетятся вокруг, и откроется спрятанная под ними руда. Бывает, что и саму руду приходится дробить взрывами. Наконец, стихли взрывы. За работу берётся шагающий экскаватор. Зачерпнет экскаватор руду ковшом-черпаком, повернётся - и нагружен целый вагон или гигант-самосвал. Но вот руду привезли на завод. Как же превратить ее в железо? Тут помогает людям жаркий огонь. В огромных, словно высотные дома, печах - домнах день и ночь бушует пламя. Вот на самый верх одной из таких домен по наклонной дороге поползли вагонетки. Поднимутся, опрокинутся, высыплют груз в печь - и вниз. В одних вагонетках руда, в других - белый камень, известняк, в третьих - топливо, тёмно-серый ноздреватый кокс. Он, словно пирог, выпечен из размолотого в муку наилучшего каменного угля. Ну а известняк помогает коксу вытягивать из руды все лишние примеси.
Жарко горит кокс, но не расплавить ему руду. Чтобы он горел ещё жарче, нужно постоянно раздувать огонь, нужен воздух, горячий, раскалённый. Вот почему рядом с домной стоят ещё несколько башен. В них-то и нагревается воздух. Могучие вентиляторы гонят по трубам воздушные потоки, непрерывно раздувая в домнах огненную бурю. Бушует пламя, плавится, оседает руда, капли металла чугуна собираются в струйки, ручейки... Чугун тяжёл, он стекает на дно печи, а все лишнее, что было в руде, поднимается, всплывает пузыристой огненной пеной. Это шлак.

Наконец мастер подаёт сигнал: “Чугун готов! Можно выпускать плавку”. Минута, другая... и, рассыпая фонтаны искр, освещая небо огненным заревом, жидкий металл хлынет в огромный ковш. Ковшей много, каждый на колёсах. Стоит на рельсах целый поезд-чугуновоз. Наполнится один ковш, тотчас под струю подойдёт следующий. Куда же отправится огнедышащий поезд? Путь его недалёк - в соседний цех. Тут чугун выльют в формы. В них жидкий металл застынет и примет форму той самой формы, в какую был залит. И мы с вами встречаемся с чугуном каждый день. Ведь обычные сковородки, чугунки, батареи отопления, решётки, в которые убегают ручейки на улицах, - все это тоже отлито из чугуна.

Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы. А теперь для закрепления выполним задания в тетради.

Закрепление (работа в парах):

Самостоятельная работа по “Рабочей тетради” с.39-40 №1,2

Покажите стрелками разного цвета разные производственные цепочки.

Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.

(Зерно, мельница, хлеб. Железная руда, завод, ножницы и т. д.)

А кроме глины, древесины, металла из каких материалов могут быть выполнены различные предметы? (Пластмасса, резина, стекло и др.)

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

1) Добывать материалов не больше, чем их требуется.

2) Расходовать экономно.

3)Сажать новые деревья.

4)Восстанавливать земли на месте карьеров.

8. Итог урока:(слайд 8)

На какой вопрос отвечали на уроке?

Кто теперь знает из чего можно сделать посуду, одежду, удобные вещи?

Для изготовления различных вещей человек использует в основном, имеющиеся в природе материалы. Но их запас небезграничен. Поэтому человек должен бережно относиться к природным богатствам.

9.Рефлексия.(слайд 9)

  • Я знаю, что …
  • Я научился …
  • Я удовлетворён…

10. Домашнее задание (слайд 10)

Учитель начальных классов Грузинцева Наталья Витальевна,

Архангельская область, г. Новодвинск, МОУ «СОШ №2»

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе

Тема урока: «Что из чего сделано»

Цель урока: Познакомить учащихся с природными материалами из которых сделаны различные вещи предметы, дать представление о производстве бумаги, об изготов-

Лени шерстяных и глиняных изделий.

Задачи урока:1 формировать умение планировать свою деятельность, выделять

главное, существенное в информации, моделировать это в рисунке;

взаимодействовать в коллективе, работать в группе;

2. воспитывать бережное отношение к вещам и уважение к людям

разных профессий;

3 развивать интерес к новой информации, побуждать к изучению нового

Материалы и оборудование: раздаточный материал с образцами

Ход урока:

Добрый день дорогие ребята и гости нашего урока.

Ребята, прежде чем начать наш урок, приступить к работе, давайте спланируем

свои действия. В начале урока мы всегда что делаем? повторить

На любом уроке мы что-то узнаем, чему-то учимся, зна-

Знания не будут прочными, поэтому надо их… закрепить

А также обязательно любую работу надо… проверить и оценить

Ну а теперь приступаем к работе. Я надеюсь, у вас все получится.

1этап урока - повторение

На прошлом уроке мы узнали, что хозяйственной деятельностью занимаются

Люди всей страны, каждый работает на своем месте.

Вспомните, какие отрасли составляют экономику нашей страны?

(это производство, строительство, транспорт, сельское хозяйство) Кроме этого

есть еще сфера услуг.

Тема проектов этой четверти – «профессии наших мам, пап, знакомых..»

Мы заслушаем несколько сообщений и попробуем разобраться к какой отрасли

Экономики относится данная профессия. Выступления детей по теме проекта

/дети представляют профессии своих родителей в виде письменного сообщения

с фотографиями/

Учитель: Скажите ребята, а можно ли назвать какую-то профессию самой главной?

(нет, все профессии необходимы по- своему и каждая важна для общего дела)

Я прочитаю вам стишок, а вы доскажите последнее слово:

Трактор водит-….. (тракторист)

Электричку -….. (машинист)

Стены выкрасит -…. (маляр)

Доску выстругал - … (столяр)

В доме свет провел - …. (монтер)

В жаркой кузнице - … (кузнец)

Кто все знает- …. (молодец!)

2 этап урока - новый материал

Замечательно, а теперь двигаемся дальше к новым знаниям.

Тема сегодняшнего урока «Из чего что сделано»

Вокруг нас множество разных предметов. И все они из чего-то сделаны.

(на солее разложены разные предметы, на доске картинки)

Цель нашей работы прчитаем по учебнику. Умный муравьишка нам подскажет.

Читаем по учебнику:

Сначала давайте разберемся как делают вещи из глины.

Презентация слайд 2, 3 Рассказ учителя с помощью детей

У вас на столах лежат конверты. Возьмите конверт №1. Составьте производственную

Представьте свою работу 1-я группа. Расскажите по рисункам этапы изготовления

изделия. Найдите предметы, которые сделаны из глины на нашей выставке изделий.

А теперь узнаем как делают книгу.

Презентация слайд 4, 5,6 Рассказ учителя с помощью детей.

У вас на столах лежат конверты. Возьмите конверт №2. Составьте производственную

цепочку из предложенных моделей. (работа в группах)

Представьте свою работу 2-я группа. Расскажите по рисункам этапы изготовления

изделия. Найдите предметы, которые сделаны из дерева на нашей выставке изделий.

Физкультминутка

Теперь узнаем как сделаны вещи из шерсти.

Презентация слайд 7,8 рассказ учителя с помощью детей.

У вас на столах лежат конверты. Возьмите конверт №3. Составьте производственную

Цепочку из предложенных моделей. (работа в группах)

Представьте свою работу 3-я группа. Расскажите по рисункам этапы изготовления

изделия. Найдите предметы, которые сделаны из шерсти на нашей выставке изделий.

А из каких растений еще человек умеет делать ткань? Информация об изготовлении

вещей из хлопка и льна. Показ образцов хлопка и льна на различных этапах его обработки.

3 этап урока - Работа в тетради- (закрепление) с.

Взаимопроверка тетрадей.

Посмотрите на предметы и картинки. Какие вещи и предметы мы не показывали?

Из чего они сделаны? (краткие сведения о предметах из стекла и пластика)

Скажите, а зачем надо знать из чего сделана вещь? - ответы детей, комментарии учителя. А также надо помнить о том, что в каждую вещь вложен труд человека.

Поэтому необходимо бережно относиться к вещам, уважать труд людей, которые

сделали эту вещь.

4 этап урока – самооценка работы на уроке

На доску вывешивается оценочный лист. Детям предлагается самим оценить

свою работу.

error: Content is protected !!