Реалити-шоу — что это такое? Определение, значение, перевод. Что такое реалити шоу Реалити шоу определение



Реалити-шоу - что это такое? Определение, значение, перевод

Реалити-шоу (ударение на «а») это развлекательная программа, основанная типа на реальной жизни , хотя чаще всего специально срежиссированная для того чтобы пиплу было интереснее хавать. Слово reality в переводе с английского означает... правильно, «реальность», садись, пять. Реалити-шоу пытаются вызвать у зрителя ощущение, будто происходящее снято «скрытой камерой», а участники не являются атёрами. На самом же деле любое реалити-шоу имеет свой сценарий, режиссуру и съёмочную бригаду, которую участники шоу никак не могут не заметить.

Самым известным реалити-шоу на российском телевидении является тошнотный и нескончаемый «Дом-2». На Западе тоже существуют свои реалити-шоу, в одном из которых снялся, например, великий и ужасный Оззи Осборн, сделавший свою унылую семейную жизнь достоянием широких масс.




Вы узнали, откуда произошло слово Реалити-шоу , его объяснение простыми словами, перевод, происхождение и смысл.

«Дом-2» и «Битву экстрасенсов», на самом деле эти программы с трудом попадают в список самых рейтинговых. Реалити-шоу считают самым низовым развлекательным жанром, однако за их кажущейся примитивностью стоит сложная и продуманная схема, которая говорит не только о том, как устроено телевидение. Разбираемся, что не так с этим неоднозначным, но знаковым форматом и что приходит ему на смену.

дарья татаркова


Шоу свиданий, которое можно было бы перевести как «Голые и смешные», дебютировало с позорно низкими рейтингами

Телевидение словно говорит - жизнь любых «других» может быть интереснее вашей

Чтобы жениться, мужчина решает сходить на свидания с 30 женщинами. Многочисленная американская семья живёт шикарной жизнью. Маленькая пухленькая девочка из американской глубинки рассказывает о буднях своей семьи и мечтает выиграть шоу красоты. Состоятельные домохозяйки из города N выясняют отношения. Группа девочек под руководством строгого инструктора и инициативных нервных мам занимается танцами и участвует в соревнованиях. Все эти сюжеты звучат не слишком увлекательно, а подчас и неприглядно, однако за развитием этих событий люди следят годами, стараясь не упустить ни малейшей подробности. За последние двадцать лет реалити-телевидение стало своеобразным наркотиком, с которого сложно соскочить, из-за чего его перепридумывают на разный лад не только на Западе, но и во всём мире. Если есть кому смотреть телевизор, то есть и реалити-шоу - даже в консервативной арабской стране или коммунистическом Китае.

В сознании большинства россиян реалити-шоу - это до сих пор живой «Дом-2», давно отгремевшие «Фабрика звезд» и, конечно, «Последний герой», возможно, первый заслуживающий внимания мировой прорыв жанра. С одной стороны, это действительно главные местные хиты, с другой - этим заимствованным сюжетам уже больше десятка лет. Помимо них на мировом и российском ТВ существует множество форматов, от телевикторин до «переделок» квартир и внешности, которые относятся к реальному телевидению по одному простому критерию - всё это как будто про настоящих людей и их настоящую жизнь.

«Холостяк», «Семейство Кардашьян», «Милашка Бу-Бу», «Реальные домохозяйки Атланты» и «Мамы в танце» - лишь несколько самых показательных и популярных американских шоу последних лет. Нескончаемый, казалось бы, поток концептов и сюжетов разносит по миру из Штатов и Европы в виде франшиз, и Россия - лишь один из рынков, куда регулярно экспортируются британские, американские и даже японские шоу. Лишь за редким исключением вроде «Дома-2», они мутируют настолько, что становятся настоящим национальным продуктом. Безусловно, это далеко не все участники реалити-телевидения, которые есть сейчас, - перечислять можно до бесконечности. Телевидение словно говорит - жизнь любых «других» может быть интереснее вашей, и в ней есть место невиданной драме, даже если герой - это водитель грузовика. Загляните на «Адскую кухню» с вечно накалённым Гордоном Рамзи или в уместное в эпоху YouTube-тьюториалов шоу «Без лица», демонстрирующее мастерство гримёров.



Реалити, каким мы его знаем, появилось во многом за счёт того, что продюсерам хотелось тратить меньше, а зарабатывать больше. Бесспорно, даже такие передачи требуют финансовых вложений, но они несопоставимы с бюджетами сериалов, претендующих на такие же рейтинги. Зачастую не нужно ни нанимать профессиональных актёров и хороших сценаристов, ни тратиться на декорации и костюмы. Непрофессиональные и начинающие артисты, которыми, как выяснилось на заре кастингов в первые программы, довольно часто оказываются герои, готовы работать бесплатно, а сюжеты если и продумываются, то обычно укладываются в примитивную канву. Для рынков вроде России, куда идеи экспортируются, всё ещё проще: берётся готовая схема, даже локализацию делать необязательно.

Конечно, «реалити» - это совсем не реальность. То, что видят зрители, может кардинально отличаться от происходившего на съёмочной площадке, а хитрый монтаж способен сильно исказить поступки и намерения героев. Обычно здесь не используют такой же проработанный сценарий, как в сериалах, однако шоураннеры продумывают особенности каждого персонажа, в рамках которых они должны себя вести. Конфликты фабрикуют, постоянно подкидывая дров в то и дело разгорающиеся скандалы между участниками. Помимо естественных поворотов событий часто в ход идут стори-борды - грубый набросок того, как должно всё происходить. Режиссёры и сценаристы объясняют команде, как они должны себя вести и что именно делать, после чего включаются камеры и шоу начинается. Финальное и самое эффективное оружие - монтаж. Итоговую съёмку можно нарезать и склеить так, что вырванные из контекста фразы складываются в историю, которой и вовсе не произошло.

К сожалению, в таком формате и в таком объёме вылезают на поверхность не самые безобидные приёмы, которыми полнится вся индустрия развлечений. Если посмотреть на подборку самого популярного реалити-тв, то сразу становится понятно, что телеканалы умело и при этом даже не слишком тонко играют на наших худших порывах. Зависть, жадность, обжорство, лень, гнев, гордость и вожделение - все семь смертных грехов как будто настольное руководство по тому, как сделать прибыльную передачу.


В погоне за ярким конфликтом шоу чаще всего впадают в поощрение агрессии, подчас совершенно неуместной. Печально известный «Дом-2», как вампир, питается от несдержанности участников, стремящихся привлечь к себе как можно больше внимания. Зрителям предлагают сопереживать раздутым драмам и возмутительным поступкам, после чего участники шоу садятся в терапевтический кружок, чтобы поговорить о случившемся. Лучший современный пример того, как создатели вынуждают участников идти на крайности, - «Мамы в танце». Главная героиня, инструктор по танцам, говорит в интервью о том, что продюсеры заставляют и её, и мам вести себя куда истеричнее, чем обычно, а также потребовали придумать откровенно унизительную систему оценок, которую она как педагог считает вредной.Все ситуации вроде «соревнование через неделю - немедленно начинаем нервно готовиться» придуманы редакторами программы и никакого отношения к реальному ведению спортивных танцев не имеют.

Даже дети однажды почти стали жертвой такого приёма. Сорок детей и никаких родителей - таким могло бы быть потенциально невероятно успешное реалити-шоу про детский город в духе «Один дома». На деле его закрыли после одного сезона, потому что дети отказывались ругаться между собой и построили действительно функционирующее и доброжелательное мини-общество. Продюсерам казалось, что никому не будет интересно смотреть на то, как у детей всё хорошо.

Эксплуатация тех, кому меньше 18, - уже прижившийся приём, при этом детские конкурсы красоты, работающие по «взрослым» стандартам, справедливо вызывают осуждение . Сексуализация детей и их травмирование ради специфических амбиций родителей в «Мамах в танце» на фоне судебных разбирательств участников нравится аудитории всё меньше . Другое шоу - про маленькую девочку на конкурсе красоты, - напоминающее завязку доброго фильма «Маленькая мисс Счастье», на деле превратилось в кошмар. В «Милашке Бу-Бу» амбиции девочки с милым прозвищем уходят на второй план, в то время как сценаристов все больше интересует любовь её семьи к фастфуду. Девочку теперь таскают по передачам о здоровье, призывая сменить диету, особенно на фоне прогрессирующей астмы, и само шоу чаще всплывает в контексте скандальных и пугающих новостей о домогательствах и болезнях, связанных с ожирением, нежели в положительных рецензиях.

Упоение чужими проблемами - бич реалити-телевидения. На «Милашку Бу-Бу» любят показывать пальцем, как на пример нездорового образа жизни, однако почему-то продолжают её смотреть, надеясь на новые жутковатые подробности. Деталями чужой диеты все не ограничивается. В нашем лексиконе укрепилось «снимите это немедленно» из-за передач об о(б)суждении чужого внешнего вида, а игровые реалити-шоу вроде «Самое слабое звено» и «Кто хочет стать миллионером?» перепрограммируют аудиторию на идею, что лишь победа любой ценой имеет смысл, а поражение - наказуемо. Сегодня, правда, эксплуатация жажды наживы на фоне отрезвляющих мировых кризисов и тенденции осмысленного потребления немного теряет свою силу. В том же ключе существуют и «Топ-модель по-американски» или «Проект Подиум». В обществе, где наконец-то разговор о боди-позитивном движении становится всё громче, телеведение упорно не хочет его слышать. Для продюсеров шоу после конвенциональных худышек есть только плюс-сайз и только в контексте «не такие, как мы».

Главные героини садистского «Мамы в танце» совсем не мамы, как могло бы показаться

Упоение чужими проблемами - бич реалити-телевидения



Самыми востребованными у публики всегда остаются шоу, которые не призывают задуматься, а лишь предлагают чужие склоки и проблемы как развлечение. Главное, о чём не стоит забывать в водовороте невероятных гламурных событий, так не похожих на нашу рутину, - что это продукт выверенной работы. Участники реалити-шоу постоянно дают интервью, рассказывая о том, что в обычной жизни они никогда бы не стали так себя вести, а продюсеры и режиссёры шоу нарочно требовали от них неадекватного поведения.

Ощущение причастности, которое неизменно вызывают реалити-шоу, исходит из обманчивой убежденности, что там всё «по правде». Для многих зрителей реалити-шоу - это та самая воплощенная мечта о славе, к которой, кажется, теперь так несложно пробиться. Американское «Семейство Кардашьян» превратило детей Кардашьян-Дженнер, с Ким во главе, из просто светских персон в мировых знаменитостей номер один. Самые распространенный упрек в адрес такого телевидения заключается в том, что оно делает людей знаменитыми, «просто потому что они знамениты», возводя публичность или богатство в моральный абсолют.

Так же было и с девушкой Снуки, которая в какой-то момент по популярности не уступала самому Канье, просто потому что была звездой «Jersey Shore». Снуки, прославившаяся своим легкомысленным образом жизни, зарабатывала за серию больше , чем какой-нибудь уважаемый профессор в год, а на её поведение равнялись тысячи подростков. Многие критики ругали шоу о группе друзей на отдыхе и за восхваление бытовой глупости, и за эксплуатацию вредных стереотипов об американцах итальянского происхождения. Исследования говорят об «эффекте Снуки », в рамках которого девушки её поколения верят, что ложь и внешний вид - лучшее средство достижения своих желаний.

Неумные, нежизнеспособные или попросту опасные модели поведения, которые транслируют реалити-шоу - вот то, что действительно сходит с экрана в «реальность». Герои главных российских шоу стали полноценными знаменитостями со своими фанклубами: про участников «Дома-2» выходит отдельный ежемесячный журнал, а его бывшие звёзды продолжают собирать многотысячные аудитории и монетизировать свой реалити-опыт, но теперь уже самостоятельно. Виктория Боня превратилась в телеведущую и светскую львицу, а Алёна Водонаева - в королеву инстаграма с более чем 800 тысячами подписчиков.

Наслаждение чужим унижением наконец-то перестало приносить прибыль: аудитория насмотрелась в кривое зеркало

Стереотипы и примеры «характерного» поведения, подхваченные сценаристами, на выходе превращаются в константы. К примеру, придуманное в ответ «Отчаянным домохозяйкам», шоу «Реальные домохозяйки» разрослось в собственную вселенную, построенную на , включая и кивок в сторону афроамериканского сообщества. Уже семь сезонов его героини отвечают за подтверждение всех некрасивых и необоснованных представлений о «типичной» афроамериканке, вспыльчивой, громкой и склонной ко всему яркому и блестящему : чуть что начинают скандалить и размахивать руками с накладными ногтями в духе «bitch, please ». В России реалити, в последние годы перекочевавшее на специализированные каналы, работает в том же направлении. Популярное украинское шоу «Барышня-крестьянка» на телеканале «Ю» использует стереотипы о женщинах из разных социальных слоев: по сюжету городская жительница из богатой семьи должна поменяться местами с девушкой из деревни, чтобы зрители узнали, кому же на самом деле в этой жизни легко.

Одно из самых популярных шоу свиданий на американском телевидении сегодня - «Холостяк» и его «женская» версия «Холостячка» - тоже продвигают крайне сексистские и стереотипичные модели поведения. Несмотря на то что за 19 сезонов мало кто из участников не то чтобы женился, но хотя бы даже создал крепкую пару, сюжет про поиск партнёра продолжает продаваться почти так же успешно, как и всегда. Существует и женский вариант, но это скорее заполнение ниши, чем ответ на запрос времени: если тут в чём-то и проявляется равноправие, так это в равно примитивном подходе в изображении отношений. Одноименный экспорт пытается прижиться и в России - правда, в качестве холостяка продюсеры ТНТ предпочли взять местную звезду Тимура Батрутдинова, по привычке опасаясь, что свидания обычных людей мало кому интересны.

Если всё так плохо, то почему реалити-шоу всё ещё смотрят? Если отбросить удобное объяснение про уровень целевой аудитории или конспирологические теории про «оболванивание» нации, то есть и другая причина. Реалити-шоу породили такой термин, как «хейт-вочинг», то есть просмотр чего-то вопреки своим принципам. Проще говоря, рейтингам шоу подыграли и те, кто смотрел с осуждением. Однако кажется, что вырождающиеся сюжеты и экплуатацинный подход постепенно начинают всем надоедать . Даже американское шоу с голыми людьми , идущими на свидание, не вызвало ничего похожего на фурор, а печально известное шоу «Машина» телеканала «Перец», где участникам надо выстоять 72 часа рядом с автомобилем, не вошло даже в топ-100 самых популярных программ за последнее время . Похоже, наслаждение чужим унижением наконец-то перестало приносить прибыль: аудитория насмотрелась в кривое зеркало, которым год за годом были бесконечные шоу об отношениях, построенные на стереотипах и чуть что впадавшие в азартную дискриминацию. Хороший пример - недавний хит «Duck Dynasty» о провинциальной семье Робертсон, рейтинги которого рухнули из-за гомофобных заявлений участников.

6 миллионов раз просмотрели роды двойни Джуди, автора канала «It"s Judy"s Life»

Есть мнение, что России пока до такой осознанности далеко, и вся страна по-прежнему проводит время за «Домом-2» и «Битвой экстрасенсов». Рейтинги, тем не менее, говорят о том, что новостями и ток-шоу россияне (и не только) интересуются куда больше. Реалити-телевидение появилось у нас как калька с западных шоу, и самые успешные и громкие хиты - «За стеклом», «Голод», «Дом-2» и «Фабрику звезд» - объединяло то, что зрителям нужно было пристально следить за динамикой отношений в группе. Теплее всего у нас приняли истории про отношения, и чем конфликтнее - тем лучше. Сейчас эту потребность сполна выполняют полностью постановочные ток-шоу и сюжеты про скандалы, интриги, расследования. Не отстают и сериалы о следователях и работе суда: понятно, что правдоподобное реалити-шоу о работе правоохранительных органов и судов в России мы, скорее всего, в ближайшее время не увидим. Если на Западе реалити-шоу сдуваются из-за своей несовременности или заезженности сюжетов, то в России они просто не могут развить свой потенциал. Наши продюсеры максимально стараются избегать рисков, а дать участникам бесконтрольно открывать рот сегодня не может позволить себе ни один ведущий телеканал.

В итоге реалити-телевидение постигла та же участь, что и всю поп-культуру - его поглотил, пережевал и выплюнул интернет с его пока неограниченной свободой в создании и распространении контента. Видеоблоги в остальном мире сегодня куда популярнее инсценированных шоу. Так, более миллиона подписчиков следят за жизнью героев блога «It’s Judy’s Life » - семьи бьюти-блогера Джуди, добровольно показывающей свою жизнь. В России подростки быстро оседлали ту же волну: блоги одних из самых популярных каналов, Кати Клэп и Саши Спилберг, смотрят миллионы. Если страсть человечества к вуайеризму и неистребима, то, по крайней мере, шоу можно делать на условиях тех, кто сам пускает нас в свою жизнь. О беспристрастности видео, которые выкладывают люди на YouTube, мы можем только догадываться, однако в их случае герой сам контролирует весь процесс от начала до конца, и такой подход как минимум выглядит честнее. Реалити-шоу вряд ли исчезнут совсем, всё-таки в их основе лежит всё то, что делает нас людьми, в том числе неприятное. Однако соразмерно тому, как эволюционирует массовое сознание, им придётся измениться - очень быстро и довольно кардинально.

Российские реалити-шоу обрели популярность в начале 2000-х. Телезрители следили за перипетиями, происходящими на необитаемом острове, за стеклом и на лобном месте. «Последний герой», «За стеклом», «Фабрика звезд» — хотя бы одно реалити-шоу вы точно видели. Так сегодня появляются звезды - в режиме он-лайн, на глазах у всей страны.

После завершения телепроектов сохранить популярность удалось немногим, остальные пропали из поля зрения общественности. Судьбы участников реалити-шоу сложились по-разному. Кто-то стал профессиональным актером, кто-то ушел в политику, а кто-то связался с криминалом и угодил в тюрьму.

Мы вспомнили главных героев самых первых отечественных реалити-шоу.

Сергей Одинцов («Последний герой»)

Практически одновременно с проектом «За стеклом» стартовало шоу «Последний герой», в котором 16 участников жили жизнью робинзонов на необитаемом острове. Первый сезон выиграл Сергей Одинцов, таможенник из Курска. Выигранные 3 млн рублей он вложил в строительство ресторана в родном городе. После шоу Сергей уволился из таможни, занялся политикой (был депутатом городского собрания) и бизнесом.

Александр Константинов («Голод»)

Одним из самых неординарных реалити-шоу стал проект «Голод». Его участники должны были выжить в доме, где есть все, кроме еды и денег. Победителем первого сезона стал Александр Константинов. После «Голода» он поступил в театральный институт. Его можно увидеть в фильмах «Одна ночь любви», «Папины дочки», «Ефросинья». Сегодня Александр –востребованный актер, у него в запуске сразу несколько проектов. Как победитель «Голода» он получает ежемесячно 1000 долларов (пожизненно). Кроме того, этому шоу он обязан личным счастьем: свою будущую супругу Карину Сабирзянову он встретил среди его участников. В прошлом году у них родились двойняшки Клим и Оливия.

Инна Гомес («Последний герой»)

Самая красивая и одна из самых «живучих» участниц «Последнего героя». После проекта Гомес поступила в Московскую академию искусств на факультет психологии, родила дочь, снялась в кино и некольких телесериалах и занялась благотворительностью. Известна тем, что почти не появляется в тусовке, ведет достаточно закрытый образ жизни и полностью игнорирует социальные сети.

Марина Александрова («Последний герой»)

В третьем сезоне «Последнего героя» снялась начинающая актриса Марина Александрова. Тогда еще не было романов с актерами Александром Домогаровым и Иваном Стебуновым и режиссером Первого канала Андреем Болтенко. Тогда она была юной, загорелой и бесстрашно участвовала в самых сложных конкурсах проекта. Сегодня она мама и одна из самых востребованных актрис российского кино.

Виктория Боня (Дом-2)

Виктория Боня приехала покорять столицу из Читинской области в 16 лет, участвовала в конкурсе красоты «Мисс Земля», а после попала на проект «Дом-2». Через год «одна из самых красивых женщин Москвы», как окрестил Боню журнал Time Out, покинула реалити-шоу и появилась на телевидении уже в роли ведущей и актрисы. Сегодня Виктория живет на две страны, путешествуя из России в Монако и обратно, воспитывает дочь вместе с мужем, ирландским миллионером Александром Смерфитом.

Май Абрикосов (Дом-2)

После проекта он вел мистическую программу «Тайны» на канале ТВ-3, но потом его место занял Алексей Чумаков. Кроме того, Май делал шаги на актерском поприще: поступил в театральный, начал сниматься в кино. Но потом все бросил и вернулся в родное село в Воронежской области. По свидетельству очевидцев, он работает в колхозе сборщиком урожая, живет отшельником и ударился в религию. Правда, недавно парень после огромного перерыва дал интервью, в котором выразил надежду, что еще станет великим актером. Также Май рассказал, что у него есть девушка, на которой он собирается жениться.

Михаил Гребенщиков («Фабрика звезд»)

Гребенщиков прославился на «Фабрике звезд» тем, что не вступал ни с кем в коалиции, держался особняком и не пожелал войти в состав бойзбэнда. После проекта ушел на радио, затем стал телеведущим, но музыку не забросил, выпустив три сольных альбома.

Big Brother

Тип

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр
Слоган

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Возрастное
ограничение

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автор(ы)

Джон де Моль

Директор(ы)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Режиссёр(ы)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Редактор(ы)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Шеф-редактор(ы)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Оператор(ы)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сценарист(ы)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Звукорежиссёр(ы)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Производство
Ведущий(е)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В главных ролях

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Озвучивают

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Повествователь

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Начальная тема

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Завершающая тема

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Композитор

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна производства
Язык

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Судьи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Количество сезонов

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Количество выпусков

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Список выпусков

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Первый выпуск

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Последний выпуск

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Продюсер(ы)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Исполнительный продюсер(ы)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Руководитель(и) программы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место съёмок

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Камера

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Продолжительность

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Статус

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Вещание
Телеканал(ы)

Veronica (оригинальное шоу 1999 года)

Формат изображения

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Формат звука

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Период трансляции
Премьерные показы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Повторные показы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Предшествующие передачи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Последующие передачи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Похожие передачи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ссылки
IMDb Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

«Большой брат » (англ. Big Brother ) - формат телевизионных реалити-конкурсов , созданный голландским продюсером

Отрывок, характеризующий Большой брат (реалити-шоу)

Мы так никогда и не узнали, что по-настоящему происходило со всеми «трагично-необычными» родами моей бедной, настрадавшейся мамы. Но одно было ясно наверняка – кому-то очень не хотелось, чтобы хоть один мамин ребёнок появился живым на этот свет. Но видимо тот, кто так бережно и надёжно оберегал меня всю мою дальнейшую жизнь, на этот раз решил не допустить гибели ребёнка Серёгиных, каким-то образом зная, что в этой семье он наверняка окажется последним...
Вот так, «с препятствиями», началась когда-то моя удивительная и необычная жизнь, появление которой, ещё до моего рождения, готовила мне, уже тогда достаточно сложная и непредсказуемая, судьба....
А может, это был кто-то, кто тогда уже знал, что моя жизнь кому-то и для чего-то будет нужна, и кто-то очень постарался, чтобы я всё-таки родилась на этой земле, вопреки всем создаваемым «тяжёлым препятствиям»...

Время шло. На дворе уже полностью властвовала моя десятая зима, покрывшая всё вокруг белоснежным пушистым покровом, как бы желая показать, что полноправной хозяйкой на данный момент является здесь она.
Всё больше и больше людей заходило в магазины, чтобы заранее запастись Новогодними подарками, и даже в воздухе уже «пахло» праздником.
Приближались два моих самых любимых дня – день моего рождения и Новый Год, между которыми была всего лишь двухнедельная разница, что позволяло мне полностью насладиться их «празднованием», без какого-либо большого перерыва...
Я целыми днями крутилась «в разведке» возле бабушки, пытаясь разузнать, что же получу на свой «особый» день в этом году?.. Но бабушка почему-то не поддавалась, хотя раньше мне никогда не составляло большого труда «растопить» её молчание ещё до своего дня рождения и узнать какой такой «приятности» я могу ожидать. Но в этом году, почему-то, на все мои «безнадёжные» попытки, бабушка только загадочно улыбалась и отвечала, что это «сюрприз», и что она совершенно уверена, что он мне очень понравится. Так что, как бы я ни старалась, она держалась стойко и ни на какие провокации не поддавалась. Деваться было некуда – приходилось ждать...

Реалити-шоу - это модель человеческого поведения в предлагаемых обстоятельствах*. По мнению специалистов, этот формат, независимо от отношения к нему, в определенном смысле - будущее, и не только нашего телевидения. Он максимально использует возможности, саму природу медиа-пространства. Это очень рейтинговый жанр, и если он правильно сфокусирован, то наиболее точно выбирает свою аудиторию. Специфика реалити-шоу заключена уже и в его названии.

§ Реалити (от англ. слова “real” - реальность, настоящий) - действие, происходящее по незапланированному сценарию, показывающее действительность, вскрывающее характер персонажей, которые, в свою очередь, являются “простыми людьми с улицы”, а не дипломированными актерами.

§ Шоу (от англ. глагола “to show” - изображать, показывать) как неотъемлемый элемент развлекательного телепрограммирования. Продюсеры и режиссеры прибегают к наброскам сценария, записи и монтажу материала. Это позволяет не только контролировать высказывания участников, но и отбирать самые зрелищные моменты и даже формировать образы игроков. Они в свою очередь помещены в искусственно созданную среду, замкнутое декорированное пространство с десятками камер, и зритель с периодичностью от одного до нескольких раз в день имеет возможность не только наблюдать за происходящим, но и принимать непосредственное участие в судьбе реальных героев путем интерактивного голосования. Целью шоу становится материальный приз чаще в денежном эквиваленте, получить который сможет только один участник, победивший в финале проекта 40.

На сегодняшний день среди исследователей жанра реалити-шоу нет единого мнения о его типологии. К примеру, Сергей Кушнерев, генеральный директор телекомпании “ВИД”, выделяет пять разновидностей реалити-шоу:

1. “Шоу на выживание”. Участников помещают в невыносимые для жизни условия и предлагают биться за победу до конца. Российская версия - “Последний герой”. Проект получил мировую известность и идет в 20 странах.

2. “Шоу подглядывания”. Каждый психолог скажет вам, что страсть подглядывания присуща абсолютному большинству населения земли. Желание заглянуть в окно - проявление простого человеческого любопытства. Участники такого рода шоу любят покрасоваться, попозировать перед миллионами зрителей. Выигрыш в Америке составляет полмиллиона долларов, в Англии 70 тысяч фунтов стерлингов. История шоу славится происшествиями. Британскую учительницу Лизу Эванс уволили с работы после участия в подобном шоу. Мотивировка - многочисленные жалобы родителей на то, что они не позволят человеку, ходившему полуголым на глазах у всей страны, учить их детей. Участник американской версии Джастин Себик в один прекрасный момент накинулся на одного из участников с кухонным ножом. Все обошлось без жертв, но факт послужил основой для модного бестселлера английского прозаика Бена Елтона.

3. “Скрытая камера”. Передачи в стиле “реального ТВ” снимались в советские времена. Наши бабушки и мамы помнят программу “Веселые ребята”. В ней переодетые актеры с парашютом за спиной ходили, например, по московским квартирам и просили прыгнуть с балкона или полуголый намыленный мужчина объяснял хозяину квартиры, что у него дома закончилась вода и умолял воспользоваться его ванной. Передача имела бешеный успех.

4. “Квест” (от английского слова “quest” - поиск). Шоу-приключение, детективная история, головоломка, поиск нестандартных решений. Участники ныряют на дно моря за подсказками, занимаются поисками тотема, залезают на деревья и покоряют горные вершины. Они учатся избегать ловушек и воспитывают волю к победе. “12 негритят” - одна из первых в мировом телевидении попыток превратить квест в телевизионный формат.

5. “Реалити-dream” (“dream” - мечтать, сон, греза). “Мы предполагаем, что уже через год-полтора на этом направлении может начаться новый “бум” в мировом телевидении, - объясняет Сергей Кушнерев. - Реальные люди помещены в нереальные обстоятельства, чтобы эти нереальные обстоятельства позволили им лучше раскрыться. В принципе, создается какая-то искусственная среда, в которую мы помещаем людей, рассчитывая на то, что эта среда поможет им проявиться. Как скажет наш ведущий, единственное реальное в этом проекте - сами люди 41”.

У А. Абраменко - в вестнике факультета журналистики Пермского государственного университета “Acta Diurna” - немного другая классификация. Помимо названных ранее “шоу подглядывания”, “шоу на выживание” и “квеста”, он выделяет “шоу профи”, которое помимо развлекательной функции несет в себе и практическую выгоду, как для зрителей, так и для участников. В рамках шоу профи игроки осваивают доселе незнакомое ремесло, повышают профессиональный уровень, а зритель наблюдает саму “кухню” либо набирается практических знаний. Пример шоу профи в России - “Фабрика звезд” - процесс взращивания эстрадных артистов в реальном времени 42.

Ирина Машек также предлагает собственную типологию реалити-шоу. Программы жанра reality TV она разделяет на несколько групп:

Программы, в которых используется скрытая камера;

Любительское видео, где запечатлены незапланированные сюжеты;

Документальное наблюдение, не нарушающее привычное течение жизни (docy soap)*;

Игровые шоу, когда люди намеренно в течение длительного времени находятся в замкнутом пространстве под наблюдением видеокамер. Цель участия в таких шоу - денежный приз. Герои программ - это реальные, обычные люди. Эмоции и поведение участников не определены сценарием и непредсказуемы 43.

Оксана Нараленкова делит все реалити-шоу на три большие группы:

1) Вуайеристские - берут начало от шоу “Большой Брат”. Аналоги: “За стеклом”, “Голод”. Идея: запереть участников в изолированном замкнутом пространстве, нашпигованном подглядывающими и подслушивающими устройствами.

2) Квестовые - первым стало американское шоу Survivor (“Выживающий”), правами на него владеет компания Fox. Суть: участников помещают в экстремальные условия для выживания.

3) Talents" Search (“Ищем таланты”). Российские аналоги: “Фабрика звезд”, “Стань звездой”, “Ты - супермодель”, “Факультет юмора”. Таланты могут быть любыми, потому и вариантов этого формата много 44.

Коллега Сергея Кушнерева генеральный директор ТНТ Роман Петренко различает по драматургии два основных типа реалити-шоу - то, что в Англии называют docu-soap - “документальное мыло” и собственно реалити. Разница заключается в том, что “документальное мыло” - это видеонаблюдение за людьми с минимальным вмешательством со стороны создателей шоу. Программа такого рода - “Дом-2”.

Второй тип реалити, по мнению Петренко, представляет собой “Кандидат”. Это короткие реалити-шоу: 12-15 серий. Короткие реалити очень сильно отличаются от длинных. Структура здесь точно расписана, драматургический стержень - жесткий. В “Кандидате” уже первая сцена все определяет: приезжает большой босс - Аркадий Новиков. Он предлагает некий тест участникам: “Продажа - это самое главное. Бизнес с нее начинается и ею заканчивается. Поэтому не удивляйтесь моему заданию. Вы продаете цветы на Тверской”. Второй план - выполнение этого задания именно на Тверской. Третий - приезжает тот же самый большой босс и говорит: “Вот вы, первая команда, проиграли, поэтому завтра приезжайте ко мне на анализ вашей работы. А вы, вторая команда, будете купаться в бассейне, потому что выиграли, вы молодцы”. Следующая сцена - разборки у Новикова. Он обращается к лидеру.

В такой программе драматургия очень точно заранее расписана, продуманы все повороты в соответствии с условиями шоу, с элементами формата. Сценарий настолько жесткий, что практически не дает участникам - героям шоу - никакого маневра. Они понимают, что должны выполнять задания Новикова. Только дальше на этом прямом пути есть развилка: если ты проиграл, то это одно, если выиграл - совсем другое. Кроме того, есть еще ключевые элементы, условия формата. Эти шоу гораздо более структурированы, чем длинные, пролонгированные во времени. В первом типе реалити-шоу - “документальном мыле” -- зритель ощущает себя подглядывающим за какими-то моментами жизни героев, которые для него не предназначены. Создается магия того, что, мол, я сам-то не замечен, но я вижу их жизнь. Во втором типе реалити-шоу -- все совсем по-другому. Оно более драматургичное, более технологичное, оно прописано от начала до конца, от одной до другой точки его структуры.

“С одной стороны, в “Кандидате” участников снимают открытыми камерами и показывают только во время их реакции на воздействие, а в “Доме-2” никакого воздействия нет, они сами для себя его придумывают. Разница заключается в том, что “Кандидата” нельзя сделать, как ежедневное шоу “Дом-2”, потому что для этого необходим абсолютно естественный мотив поведения участников. Там это - основной инстинкт: людям свойственно желание получить того партнера, которого они хотят. На этом отправном моменте драматургии возникает масса различных историй, которые интересны: либо любовный треугольник, либо “я тебя люблю, а ты меня нет”, либо “ты меня любишь, почему же ты разговариваешь с другими девушками?” И это дает возможность наблюдать и показывать. “Кандидат” - совсем другое шоу, в котором, если снять все воздействие, заданное форматом и структурой, ничего не будет происходить. Часто продюсеры говорят: “Давайте заодно снимать, как у участников будут зарождаться личные отношения, любовь”. Но в таком шоу, как “Кандидат”, никакая любовь зародиться не может. Мы теперь понимаем, что очень многое в реалити-шоу зависит от установки. Установка “Кандидата” - построй свою карьеру. Установка “Дома-2” -- построй свою любовь 45”.

Таковы наиболее распространенные точки зрения на типологию реалити-шоу. На наш взгляд, самая полная и качественная классификация представлена у Сергея Кушнерева, т.к. она строится на различии в каждом из видов реалити-шоу жанрообразующих факторов, среди которых, согласно А. Тертычному, можно выделить следующие:

2) Способ повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, героев;

4) Способы и приемы изображения, изобразительно-выразительные средства;

5) Стилевая манера;

6) Пафос произведения;

7) Характер конфликтов и их развитие в сюжете 46.

Именно эти факторы лежат в основе любого журналистского жанра; именно они составляют драматургию любого телевизионного, печатного и радио-произведения. Поэтому, забегая вперёд, скажу: следующая подглава нашей дипломной работы будет строиться на характеристике перечисленных выше жанрообразующих факторах применительно к реалити-шоу.

error: Content is protected !!